Бутягин Александр Михайлович
Государственный Эрмитаж; СПбГУ, РФ
При раскопках комплекса терм виллы Ариадны, относящейся к группе стабианских вилл, погибших во время извержения Везувия 79 г. до н.э. , основным материалом, полученным в результате исследования, стали несколько тысяч фрагментов фресок, рухнувших со стен помещений. Стандартная методика изучения подобных находок предполагает их сбор с ориентацией на стены, с которых рухнули фрагменты, реставрацию панелей и анализ их как целостного декора помещений. Такой подход на виллах Стабий затруднён в связи с тем, что объекты были впервые раскопаны в XVIII веке, когда часть фресок была вырезана и передана в музей, а многочисленные обломки штукатурки перемещались по раскопочным галереям, перебрасывались вместе с грунтом и т.д. В результате в помещениях образовалась смесь фрагментов, происходящих из помещений, отделённых друг от друга порой десятком метров.
Таким образом, специфика формирования слоя привела к тому, что стала возможна постановка дополнительной задачи по сортировке фрагментов фресок в зависимости от помещения и места фрески в конкретном помещении. Для решения этой задачи была предпринята попытка обрабатывать фрагменты статистическими методами, которые обычно используются в археологии для анализа амфорного материала.
С этой целью понадобилось выделить чёткие типы фрагментов фресок в зависимости от их местоположения и характера росписи. Фактура оборотной стороны фресок с потолка и стен комнат отличается, что позволяет разделить их уже при первоначальной сортировке.
Для уточнения определения цвета красочного слоя использовалась веерная цветовая палитра Pantone, что позволило выделить большинство используемых цветов.
Основными элементами росписи фрагмента являются его фон и накладная роспись. На фрагменте может быть представлен один фон или проходить граница фонов. В свою очередь, могут быть выделены фрагменты, находившиеся около угла, края потолка или пола, что сразу позволяет точно установить их положение в росписи. Отдельно выделяются фрагменты карнизов или, что особенно важно, те, где с карнизом соприкасается красочный фон.
Накладная роспись может быть представлена полосами различной ширины (в некоторых случаях они образуют прямой угол или иные варианты сочетаний), повторяющимися простыми орнаментами, сложными орнаментами и сложной росписью. Последняя может быть подвергнута статистическому анализу только по используемым цветам.
В результате, была создана база данных открытых фрагментов, которая позволила первично просматривать отдельные элементы росписи и суммировать сходные по фону и накладной росписи элементы из различных помещений. Таким образом, для каждого помещения, даже если его настенная роспись оказывалась полностью разрушенной, восстанавливается система росписи, причём могут быть статистически выделены её основные регистры, обычно различающиеся по фону, а также отсортированы фрагменты из соседних помещений. В идеале, возможно полное восстановление основных элементов фресок исследуемых помещений, за исключением участков высокохудожественной росписи.
Таким образом, методы, обычно применяемые для анализа массового материала из археологических раскопок, могут быть с определённым успехом использованы при работе с фрагментами фресковой росписи.
When thermae of the villa Arianna, relating to the group of Stabian villas lost in the eruption of Vesuvius of 79 AD, were excavated, several thousands of the fresco fragments, which had fallen from the walls were considered as prime material of the research. The standard technique in studying such finds assumes their collecting in correspondence with the walls from which fragments had fallen, and restoration of panels and their analysis as part of the holistic rooms’ décor. Such an approach to the material found in Stabian villas was often impossible because dug out in the 18th century for the first time, frescoes were partly cut out and moved to the museum, while numerous fragments of plaster were left between excavation trenches and mixed with soil. Thus, fragments originating from different rooms — sometimes distant from each other — formed quite a mess and mixture.
Specificity of a layer’s formation led to additional task of sorting frescoes’ fragments in accordance with the rooms, and their place in every exact room. So we applied archaeological methods usual for this purpose in analyzing pottery finds. Fragments of frescoes were divided by strict types depending on their location and painting. The texture of frescoes’ back side differs on a ceiling and walls, which helps to divide them at the initial sorting. The Pantone fan-shaped colour palette was used to specify paint layers, which allowed accurate allocating of the majority of paints.
Every fragment is specific of its background and covering colours. One fragment may present one background or a combination of colours in the bordering areas. Pieces that come from a corner, a ceiling or a floor edge make it easier to find out their correct place within a painting. Separately allocated were fragments of cornices, and especially important were the fragments with coloured background that had been joined to a cornice. The upper areas of frescoes can present strips of various widths, repeated ornaments, complicated ornaments and patterns. Fragments of this type may be statistically analyzed only by colors.
Finally a database of similar or alike fragments was created which allowed initial review of separate elements in accordance with its painting and helped single out groups that originate from different rooms. As a result, for each room — even if its wall-painting was completely destroyed — its system of frescoes was restored. In this way main levels of frescoes (usually, they differ in background) become possible to be statistically allocated, and quantity of fragments from the neighboring rooms is eliminated. It makes complete recovery of basic fresco elements of the excavated rooms probable, except for the paintings of high artistic level.
We, therefore, argue that methods usually applied for the analysis of rcheological mass material with certain success may be used in the work with fragments of frescoes.