banner2022 ru

Искусство Древней Греции и Рима повлияло на искусство многих народов, обитавших на периферии античного мира. Одним из ярких примеров этой связи является кельтское декоративно-прикладное искусство, в частности, монетное дело. Сами по себе античные монеты представляют особый интерес для исследователей. Их производство выделилось в самостоятельную отрасль, которая появляется еще в VII–VI вв. до н.э. Монеты являлись частью художественного ремесла, и их можно рассматривать как предметы античной торевтики. Монеты македонских царей Филиппа II и Александра Великого, а также римские денарии послужили основными прототипами для создания кельтских монет.
Данное исследование посвящено изучению иконографии, типологии и символики изображений на кельтских монетах IV–I вв. до н.э.
Цель и задачи исследования: изучить специфику становления и развития кельтской нумизматики, проанализировать изображения на кельтских монетах в контексте кельтского искусства и искусства эпохи античности, а также выявить характерные особенности иконографии, художественное и символическое своеобразие монет кельтов.
Ввиду междисциплинарного характера поставленных задач в исследовании использовался как морфологический метод, применяемый в археологии, так и комплексный метод современного искусствознания, включающий в себя иконографический и иконологический методы.
В ходе работы рассмотрены основные этапы развития кельтской культуры и искусства, его периодизация; выявлены проблемы искусствоведческого изучения кельтской нумизматики ввиду ее малой изученности, сложности определения датировок и недостаточной разработки методики исследования.
При анализе основных древнегреческих и римских прототипов выявлены линии их преобразования и модификации в трех основных территориальных областях – в Западной, Центральной и Восточной Европе. В каждой области доминирует собственный тип монет.
Автором проведен полный анализ основных типов изображений на кельтских монетах с искусствоведческой точки зрения в контексте стилей развития кельтского искусства, предложены стадии развития монетных изображений и их датировки.
Первые работы кельтских мастеров практически подобны оригинальным образцам, впоследствии же изображения проходят трансформацию, так называемую «варваризацию» классических образов. Доминирующая роль отведена разбивке изображения на элементы,
их схематизации. Все свободное место заполнено ритмически организованными геометрическими формами. Наблюдается «horror vacui» – боязнь мастера оставить пространство незаполненным. Важное значение имеют рельеф, орнамент и декор. В поздних модификациях подчеркивается раздельное происхождение изображенных элементов, например, черт лица от прически и ее украшений. Однако при этой видимой раздробленности частей изображения, оно все же создает единое идейно-художественное поле.
В процессе исследования рассмотрена символика монет и поставлены вопросы о причинах такой своеобразной трансформации монетных изображений кельтами. Вероятно, подобные модификации происходили и из-за специфической функции монет, которая выходила за пределы товарно-денежных отношений и обладала символическим и подчас сакральным значением. Автором выдвинуты гипотезы о значении и функции монет кельтов, а также о причинах художественной трансформации изображений.
Таким образом, на кельтских монетных изображениях мы видим, как стиль античной культуры постепенно преобразуется в его «варварское» подражание, создавая яркий, декоративный и метафоричный изобразительный язык кельтского искусства.

Ancient Greek and Roman art had an influence on Сeltic applied arts, especially on coin images.
Celtic coinage is more than just barbaric. Many of its images are characterized by high artistic quality.
This research is dedicated to the Celtic coin images from the 4th to the 1st century B.C. and considers their iconography, typology and symbolic meaning. During investigation the author used both archaeological and art studies methods.
Celtic coins were struck in imitation of the Greek and Roman prototypes. Coins of Philip II, Alexander III and later Roman Republican denarii were the most popular for copying by the Celts.
The author observed threads of different coin types and defined the regularity of the image system. At first the Сelts had created copies close to the originals. But later Celtic craftsmen revealed their artistic individuality. The dominant role was given to schematization of the images, to decor, ornament and relief. One can note the “horror vacui” – fear of leaving an empty space on a coin.
During the research the author set up the hypotheses on meaning and function of coinage in the Сeltic society and on the reasons why the Сelts implemented such interesting transformations of original images.