Актуальные проблемы теории и истории искусства

В античной героической иконографии ряд персонажей был наделен атрибутами, способствовавшими их опознаванию в изображениях. У Персея, не принадлежавшего к сонму наиболее популярных героев, но, тем не менее, имеющего богатую иконографию, такими атрибутами могли выступать шлем, сумка, сандалии и – особенно – гарпа или серповидный меч. Персей не был эксклюзивным претендентом на обладание подобным оружием – наряду с ним серпом в мифах орудовали Кронос (Hes. Th. 173), Зевс (Apollod. I.6.3), Гермес (Ovid. Met. I. 717–718) и даже его потомок Геракл (Eurip. Ion. 192–193). Тем не менее, в качестве персонифицирующего атрибута гарпа в иконографии закрепилась именно за Персеем. Кривой меч (или серп) – falcatus ensis, harpe – такой же маркирующий признак героя, как палица Геракла или копье Ахилла.
Тем не менее, в ранней иконографии герой представлен с прямым обоюдоострым мечом. Точное (или близкое) следование нарративной традиции обозначается только со времени зрелой архаики (VI в. до н. э.), причем в репрезентации оружия заметна вариативность – как по внешним параметрам (размеры, кривизна, зазубрины на лезвии и др.), так и типологическая (от серпа до махайры-кописа). Только на рубеже V–IV вв. до н.э. гарпа, наконец, приобретает тот облик, который позднее, с эллинистического времени и, особенно, в римской изобразительной традиции, становится каноническим: прямой обоюдоострый клинок с ответвляющимся вбок серповидным крюком. В таком виде оружие Персея представлено на множестве памятников – от нумизамтики и глиптики до монументальной живописи и мозаики.
После падения античной цивилизации, когда эта версия визуального воплощения атрибута Персея оказывается забытой, но возобновляется интерес к античным мифологическим сюжетам, средневековые иллюминаторы изображают Персея, не имея перед собой аутентичных иконографических образцов и ориентируясь сугубо на текст и собственный опыт. Как следствие, на миниатюрах манускриптов XIV–XV вв. (Овидий, Кристина Пизанская) Персей оказывается вооружен сельскохозяйственным серпом или, точнее, косой на коротком древке-рукояти. На живописных (Пьеро ди Козимо) или скульптурных (Челлини) изображениях герой может быть вооружен кривым мечом – но не канонической гарпой.
Вместе с тем, параллельно и абсолютно независимо существовала и другая традиция, опиравшаяся на астрономическую рукопись IX в., так называемый «лейденский Арат» – источник, копирующий древнеримский манускрипт V в., то есть восходящий к позднеантичному прототипу. Тиражирующие его рукописи, а с XVII в. и печатные издания представляют Персея-созвездие с классической античной гарпой. По мере удаления от подлинника иллюстраторы наделяли атрибут героя чертами, роднящими его с современными им орудиями или оружием – от виноградных ножей до алебард.
В новой иконографии атрибуты Персея астрономического и Персея мифологического визуально разведены. Только в неоклассическую эпоху, после открытия произведений древнеримской живописи в Стабиях и Помпеях, обе линии – и следующая античному нарративу, и опирающаяся на античную иконографическую традицию – вновь соединились в образе вооруженного канонической гарпой Персея, созданном Антонио Кановой (1801). Таким образом, облик оружия, сложившийся к концу V в. до н.э. , просуществовал почти неизменно до падения античной цивилизации и сохранился на протяжении всего средневековья, не будучи, однако, востребован ни средневековыми иллюстраторами Овидия, ни художниками XVI–XVIII вв.

Turning to heroic iconography of Classical antiquity one identifies certain characters due to persistent characteristic features. Perseus, though not the most popular hero, nonetheless has a well-known and rich iconography. His usual attributes are helmet, purse, sandals, and especially harpe — a sickle-shaped sword. Perseus was not the only one to operate this kind of weapons — same did Chronos (Hes. Th. 173), Zeus (Apollod. I.6.3), Hermes (Ovid. Met. I. 717–718), and even Heracles (Eurip. Ion. 192–193). Still, it is Perseus, who is recognized to wear harpe as a personal attribute. Falcatus ensis or harpe is a hero’s mark similar to Heracles’s club or Achilles’ lance.
Early iconography presents Perseus wearing a straight double-edged sword. The exact (or alike) image corresponding to narrative tradition appears only in the 6th century BC, and representation of the weapons shows certain variety — both in typological (from sickle to machaira or kopis) and outward (size, curvature, serrated edge etc.) specificity. Only at the turn of the 5th to 4th century BC harpe at last got its canonic appearance — a straight double-edged sword with a sickle-shaped hook on its side. Actually harpe looked this way from Hellenistic times, and the said image became especially wide-spread in Roman tradition. Perseus’s weapons of this kind is numerous in numismatics, glyptics, wall-painting, and mosaic.
After the fall of Classical civilization, when this visual version of Perseus’s attribute was forgotten, but the interest to mythological subjects revived, medieval illuminators would draw and paint the hero having no authentic iconographic models — they either followed texts, or based upon their personal experience. As a result, miniatures on the 14th–15th-century manuscripts (ex.: Ovid, Christine de Pizan) show Perseus armed with an agricultural sickle, or — putting it more precisely — with a short-handled scythe. Piero di Cosimo’s paintings or Benvenuto Cellini’s sculptures might present the hero operating a curved sword, but never a canonic harpe.
At the same time, quite independently, there existed a different tradition, based upon “The Leiden Aratea” — a 9th-century astronomic manuscript that goes back to a Roman prototype of the 5th century AD. All reproductions — manuscripts, and, from the 17th century on, also printed works — present the Perseus-constellation armed with canonic ancient harpe. The more illustrators were away from the original, the more they would endow the item with the features characteristic of contemporaneous tools or weapons — from vine-dresser’s knife to halberd. In new iconography attributes of astronomic Perseus and mythological Perseus are visually different. Only in Neoclassical time, after the discovery of Pompeian and Stabian wall-paintings, both lines — the one that followed ancient narration, and the one based upon the tradition of Classical iconography — joined in Antonio Canova’s image of Perseus armed with canonic harpe (1801).
Thus, the appearance of weapons that was formed before the late 5th century BC and remained almost invariable till the fall of Classical civilization, was kept through the Middle Ages, but was demanded by neither medieval illustrators of Ovid, nor artists of the 16th–18th centuries.