banner2022 ru

Архитектура нищенствующих орденов, появившихся в начале XIII века в качестве оплотов возрождения Церкви в пору активного распространения еретических учений, занимает особое место в контексте европейского зодчества эпохи средневековья и имеет ярко выраженную специфику. Образцы подобной архитектуры находятся в разных уголках Европы.
Целью нашего исследования является рассмотрение характерных черт и вопросов происхождения средневековой архитектуры доминиканцев и францисканцев, создавших наиболее яркие образцы зодчества нищенствующих орденов на территории Польши.
Отправной точкой для становления архитектурной традиции польских доминиканцев и францисканцев можно считать 20–30-е гг. XIII века, т. е. время прибытия первых представителей обоих орденов в Польшу. В качестве прототипов для своих построек нищенствующие ордена могли использовать образцы зодчества польских цистерцианских аббатств конца XII – начала XIII в. с характерным для них отсутствием башен, преобладанием прямоугольных в плане компартиментов, в том числе довольно выделяющейся алтарной частью без апсиды. Немаловажно, что нищенствующие ордена позаимствовали у цистерцианцев новую для того времени в Польше идею использования кирпича в качестве строительного материала и нашли ему широкое применение, что делает их распространителями кирпичной готики на польских землях. Однако в соответствии с требованиями ранних уставов, отличавшихся значительной строгостью, францисканцы и доминиканцы переработали цистерцианские прототипы, создав уникальный тип храмовой архитектуры. За редким исключением церкви нищенствующих орденов имели одно- или трехнефную структуру основного объема, изначально не перекрытого кирпичными сводами, без трансептов, деамбулаториев и боковых башен и с отделенной от него преградой-лекторием значительно выделяющейся прямоугольной замкнутой алтарной частью. Подобные редуцированные планировки связываются с явлением, именуемым в литературе «антикафедральными» тенденциями.
К концу XIII в. уставы доминиканцев и францисканцев значительно смягчились, а следовательно, старые ограничения в области строительства становились недействительными, что позволяло монахам заменять первоначальные скромные храмы более внушительными сооружениями. Результатом этого с начала XIV в. стала постепенная утрата постройками нищенствующих орденов своей самобытности. В разных регионах Польши они могли видоизменяться, что вело к отступлению от устоявшейся типологии и интеграции с местной традицией зодчества.

Architecture of the mendicant orders, which were founded as strongholds of revival of the Church in the 13th century, has a special place in medieval art thanks to its unique specifics. Examples of such buildings can be found in various parts of Europe. This research is dedicated to the matters of origin and characteristic features of the architecture of the Dominicans and Franciscans in Poland.
The 1220-1230s can be considered as the starting point of emergence of architecture of the Polish Dominicans and Franciscans, since it was the time of arrival of the first members of the both orders in Poland. The mendicants could use as prototypes for their own buildings the architecture of Polish Cistercian late 12th – early 13th – century abbeys, which were characterized by the lack of towers, predominance of rectangular compartments including a rather protruding presbytery without an apse. It is also important, that the mendicant orders adopted the Cistercian idea of use of brick as the building material, which was new in Poland at that time, and found wide application to it. That gives the mendicants the role of propagators of Polish brick Gothic. However, the Dominicans and Franciscans revised Cistercian prototypes according to their own early rigorous rules and created a unique type of church architecture. Generally, the churches of the mendicant orders had no transepts, ambulatories or side towers. They had one or three naves, which were not vaulted initially, and a protruding rectangular presbytery separated from the nave with a rood screen. Such reduced layouts can be connected with the phenomenon which is known as the “anticathedral” tendencies.
By the end of the 13th century rules of the Dominicans and Franciscans softened and the former restrictions became inappropriate which allowed the monks to replace their modest buildings with more imposing ones. As the result the churches of the mendicant orders started losing their originality in the early 14th century. They undergo several changes in various parts of Poland that led to deviations from the conventional typology and integration with the local architectural traditions.