Актуальные проблемы теории и истории искусства

ФИЛИЧЕВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Российская Федерация). Наследие А.С. Никольского — художественно-образные поиски в пространстве архитектуры

NADEZHDA FILICHEVA (ITMO University, Saint Petersburg, Russian Federation). The Legacy of A. S. Nikolsky — Artistic-Figurative Searches in the Space of Architecture

Творческое наследие большого мастера русской и советской архитектуры А.С. Никольского велико, сложно и многогранно. Архитектор, педагог, теоретик новой архитектуры оставил блестящие памятники архитектурного наследия, школу учеников и последователей.

Творчество А.С. Никольского восходит к разным истокам. Его талант произрастал из русского народного творчества, деревянного зодчества, иконы, архитектурных образов Византии, итальянского Возрождения, готики и других стилей, которые он изучал в Институте гражданских инженеров. За блестяще выполненную дипломную работу (проект «Собор над святым источником»), 1912, А. Никольский был награжден золотой медалью и стажировкой в Италию (Равенна и Венеция), для изучения памятников раннехристианского и византийского зодчества. Будучи прекрасным рисовальщиком, он много работает в Италии — делает копии, обмеры, рисунки северо-итальянских церквей, базилик. При изучении памятников раннего христианства, им будет многое зарисовано, переосмыслено, а вскоре вызовет глубокий интерес и понимание кардинальных проблем современной ему архитектуры.

 В 1914–1916 гг. архитектор еще будет принимать участие в строительстве некоторых культовых построек — собора в Кронштадте, усыпальницы в Новодевичьем монастыре в Петербурге, церкви в поселке Лебяжье, но в последующие годы он перейдет к архитектуре авангарда — клубы, школы, бани, жилые дома, застройка Тракторной улицы, хлебозаводы, стадионы и др. заказные проекты.

 Двадцатые годы прошли под знаком искусства авангарда и серьезных сдвигов «на фронте» архитектуры. В годы советской власти, А.Никольский испытал влияние различных течений русского авангарда — дерзкого, отважного в открытиях и экспериментах, отвечающего вызовам времени и устремленного в будущее.

Став признанным лидером ленинградского конструктивизма, А.С.Никольский всегда оставался одним из инициаторов преодоления «старых традиций». Но, отрицая и ниспровергая, «старая школа» всегда будет присутствовать в «новой мысли», в гениальных проектах архитектора, в концепции стилеобразования, объемно-пространственных решений, в архитектурном выражении функции и формы.

В своем теоретическом наследии он много размышляет о сущности архитектуры и понимает ее как «пространственное искусство, как вопрос формы, пропорций, как искусство, синтезирующее все составляющие ее части в одно гармоническое целое».

В 1937 году на Первом съезде советских архитекторов критика новаторских течений в архитектуре авангарда выливается в резкое отрицание и разгром этих течений. Творчество Никольского подвергается критике, для него наступают сложные времена, когда приходится бороться за одну из главных работ его жизни – архитектуру стадиона им. С.М. Кирова.

Во время блокады Ленинграда, архитектор занимается маскировкой промышленных объектов и одновременно создаёт уникальный документ – «Блокадный дневник академика архитектуры Александра Сергеевича Никольского…» — 127 страниц рукописного текста, с рисунками и графическими работами, которые рассказали о трагедии блокадного города, возможно больше, чем словами. Эта блокадная серия явилась графическим осмыслением сложного психологического материала, который предоставила суровая и страшная действительность.

Архитектурные и художественные идеи, проекты и постройки А.С. Никольского вошли в золотой фонд не только отечественной, но и мировой архитектуры.

культовая архитектура, проекты, постройки, авангард, конструктивизм, блокада Ленинграда

cult architecture, projects, buildings, avant-garde, constructivism, siege of Leningrad