ЯКОВЛЕВА НОННА АЛЕКСАНДРОВНА (Cоюз художников РФ, Российская Федерация). Жанровая хронотипология русской реалистической живописи Нового времени: логика и флюктуации художественного процесса
NONNA YAKOVLEVA (The Union of Artists of Russian Federation, Russian Federation). Genre Chronological Typology of Russian Realist Art of the Modern Period: Logic and Fluctuation of an Artistic Process
Исследование русской реалистической живописи Нового времени как жанровой хронотипологии дает возможность обнаружить логику художественного процесса, определяемую мощными импульсами, идущими от внутренней программы саморазвития системы жанров, и интерпретировать флюктуации, до сей поры казавшиеся парадоксальными.
Русская живопись Нового времени не является привоем европейской. Она зарождается в процессе естественного развития отечественного искусства, проходит латентный период в лоне иконописания, затем несколько этапов становления и развития и создает особую полносоставную и гармоничную художественную картину мира.
Об интересе к реальному миру в русском иконописании XVI–XVII вв. свидетельствует активизация художественно-образной составляющей иконы как сакрального благодатного образа: тенденция к декоративности, изображение физического света, отбрасывающего тени и формирующего объем, первые признаки смены пространственно-временной парадигмы и нарастание изобразительного потенциала жанрообразующих реалий — портрета, пейзажа и натюрморта.
В XVII веке появление парсуны — жанра-авангарда светской живописи, прошедшего путь от персональной к портретной иконе и иконописному портрету, — знаменует рождение новой жанровой сверхсистемы и начало антропоцентрического (портретного) этапа ее развития, продлившегося с конца XVII весь XVIII и первую треть XIX вв. Портретности как доминантного признака русской живописи этого периода не смогли переломить ни социально-исторические потрясения XVIII — первой трети XIX вв., ни общекультурные и художественные воздействия, включая деятельность Академии художеств. Барокко и классицизм, сентиментализм и романтизм были для русской живописи не столько особыми творческими методами, сколько средствами освоения европейского опыта, в лучшем случае формируя подобие жанровых систем. Наиболее мощная из них — квазисистема русской академической живописи — дала полноценные плоды лишь в творчестве тех великих мастеров, которые имели силы сопротивляться жесткой академической выправке (Бруни, Брюллов, Александр Иванов), и одаренных живописцев, овладевших художественным мастерством «на полях» академической школы (Венецианов и Федотов).
Портретный период в истории русской живописи естественно сменяется социоцентрическим, когда реализм, зародившийся в недрах художественного процесса в первой половине XIX века, последовательно проходит все этапы развития и на рубеже XIX–ХХ вв., на вершине своего расцвета формирует диахронную жанровую систему. Описанный как жанровый, путь ее развития не только подтверждает непреодолимую логику имманентного художественного процесса, но и дает возможность увидеть взаимодействие внешних импульсов, идущих от среды, в которой он протекает, и внутренних факторов саморазвития и саморегуляции системы, а также интерпретировать флюктуации, казавшиеся парадоксальными или спорными. Такие, как «диковинная ирония судьбы» — «возрождение интереса к портрету» в1870-е годы и взлет пейзажной живописи в конце века, казалось бы, противоречащий логике развития критического реализма.
Предлагаемая модель с неопровержимостью доказывает, что рубеж XIX – XX вв. — это время реализации программы реализма в особой живописной картине мира — «энциклопедии» русской жизни в настоящем и историческом прошлом.
Как сложившийся творческий метод реализм продолжил продуктивное функционирование в контексте художественного процесса в течение всего ХХ века и вплоть до наших дней.
жанровая хронотипология, художественный образ, художественный образ мира, художественная картина мира, динамическая целостность, жанр, жанровая система, сверхсистема, диахронная система, художественный процесс, логика художественного процесса, жанровый процесс, реализм, реалистическая живопись
genre chronological typology, artistic image, artistic image of the world, artistic world view, dynamic consistency, genre, genre system, super system, diachronic system, artistic process, logic of an artistic process, genre process, realism, realistic painting