ПОДЛЕДНОВ ДЕНИС ДМИТРИЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Метамодернистская «структура чувства» в современном российском искусстве
DENIS PODLEDNOV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The “Structure of Feeling” of Metamodernism in the Context of Contemporary Russian Art
Метамодернизм – социально-культурная концепция, которая была предложена голландскими исследователями Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером и отражает основные положения в следующих теоретических трудах: в эссе «Заметки о метамодернизме» (2010), в статье Заметки о «Заметках о метамодернизме» (2015), и в книге «Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма» (2019). Основными маркерами метамодернизма являются: «новая искренность», осцилляция (метаксис), реконструкция, неоромантическая чувственность и т.д.
Актуальность данной теории обусловлена поиском феномена, который наступил после завершения постмодернизма. Сложность дефиниции состоит в том, что существует массив современного искусства, который попадает вне поле зрения постмодернизма.
Рефлексия на данную теорию нашла свое отражение в работах исследователей: Л. Батчер (архитектура), А.В. Венкова и А.В. Гинкель (изобразительное искусство) и др. Вместе с этим, исходя из анализа отечественной литературы, стоить отметить, что данная тема слабо отрефлексирована отечественными исследователями.
Теоретический заход на тему осуществлен исходя из следующих теорий. Во-первых, это теория «постпостмодернизма» (Л. Хатчеон, 2002 г.). Во-вторых, большой объем информации содержится в теории метамодернизма: начиная с того, что метамодернизм сочетает в себе осцилляцию между кодами модернизма и постмодернизма (теория модернизма и постмодернизма), а также конструирование собственных маркеров метамодерна (Т. Вермюлен и Р. ван ден Аккер, 2010 г.). В-третьих, это теории «атмосфер» (Г. Беме, 1993, 2002 гг.) и глубинноподобия (Т. Вермюлен, 2015 г.).
В данной работе автор пытается раскрыть следующий исследовательский вопрос: «Как маркеры метамодернизма функционируют в современном искусстве?». В качестве ключевой методологии выбраны семиотический и формально-стилистический анализ произведений изобразительного искусства. Источниками исследования являются произведения искусства российских художников: Владимира Логутова (г. Самара), Владимира Потапова (г. Москва) и Александра Грекова (г. Пермь).
Таким образом, данный теоретический подход можно имплицировать на другие виды искусства, которые все больше рефлексируют в рамках метамодернистской парадигмы. Вместе с этим, метамодернизм как новая культурная дефиниция требует новых методик для ее анализа. Анализ творчества Владимира Логутова, Владимира Потапова и Александра Грекова отражает переживание реальности через обращение к гуманистическим и экзистенциональным вопросам «новой искренности», глубонноподобию и неоромантической чувственности
метамодернизм, живопись, структура чувства, Робин ван ден Аккер, Тимотеус Вермюлен, Виталий Пушницкий, Ольга Молчанова-Пермякова
metamodernism, painting, structure of feelings, Robin van den Akker, Timotheus Vermeulen, Vitaly Pushnitsky, Olga Molchanova-Permyakova