ГРАЧЕВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российская Федерация). Традиционное и актуальное в современном академическом искусствоведческом образовании
SVETLANA GRACHEVA (St. Petersburg Academy of Arts, Russian Federation). Traditional and Actual Aspects in Modern Academic Art History Education
Академические методы обучения истории искусства в ХХ веке строились преимущественно на знаточестве. Находясь в стенах художественного вуза важно глубоко понимать природу творчества, поэтому кроме изучения теоретических и исторических дисциплин искусствоведы много занимаются рисунком и живописью, имеют уникальную возможность изучать технику и технологию художественных материалов в академических лабораториях и производственных мастерских. В традиционном представлении искусствовед-выпускник Академии художеств — это музейный работник, художественный критик, педагог, эксперт, специалист в области атрибуции. Сейчас границы профессии расширились, благодаря появлению институтов кураторства, арт-дилерства, галерейного бизнеса, расширению виртуального пространства и стратегий contemporary art. Современное искусствознание испытывает влияние постмодернистской эстетики и культурологии, философии, новейших технологий, запросов информационно-коммуникационного постоянно меняющегося рыночного общества и пр. Одной из значимых стала также проблема понимания подлинности художественного произведения в условиях тотального репродуцирования и совершенствования виртуальных технологий. Современный мир преподносит неожиданности, чему мы являемся свидетелями. Так, в этом году мы столкнулись с необходимостью перехода на полное дистанционное обучение в связи с пандемией, что имело как свои негативные стороны, так и способствовало развитию новых образовательных идей, породило интересные и неожиданные проекты, охватывающие обширную аудиторию. С другой стороны в современном мире очевиден процесс угрожающей дискоммуникации, связанный с разрывом между представителями массовой и элитарной культур, между разными слоями общества. Разница не столько между культурами (глобализация делает свое дело), сколько имеет место непонимание между отдельными стратами общества, между возрастными и социальными слоями. В том числе, усилился разрыв прежних связей в цепочке автор-критик-художник. Ситуация в современном мире и искусстве связана с распадом традиционализма и возникновением нетрадиционных структур, это время переоценки прежних ценностей, поиска новых способов трансляции культурного опыта, что ставит перед исследователями и педагогами проблему осмысления и адекватного объяснения происходящих в художественном пространстве новейших процессов и явлений, которые должны найти отражение в искусствоведческом образовании.
В отечественном изобразительном искусстве XXI века разрабатывается теоретическая концепция критики как особого вида художественно-аналитической и творческой деятельности, выполняющей особые функции. В разные периоды существования художественной критики на первый план выходили те или иные её особенности, что зависело от парадигмы эпохи. Зачастую в современной художественной деятельности функции критика и куратора совмещаются, сливаются воедино. Именно критик и куратор становятся интерпретаторами произведения искусства и от их концепции зависит порой восприятие того или иного художественного явления или события, а в современном мире критики и кураторы очень часто выступают и как создатели художественной арт-акции, и как аналитики, оценивающие явления. Таким образом, расширяются границы искусствоведческой профессии. Она из области научной рефлексии и публицистики превращается в самостоятельное творчество. И критика, и кураторство - это творческие профессии, выполняющую не только задачи экспертизы и оценки, они являются областью художественного творчества, у них есть своя созидательная роль. Более того, современная критика, проникая на поле искусства, становится частью самого искусства. Поэтому в современном культурном пространстве критик и куратор могут быть не менее востребованы, а иногда и ярче реализованы, чем даже художники, обученные в рамках традиционной академической системы
академическое искусствоведческое образование, традиционные и актуальные черты образования, петербургская искусствоведческая школа, знаточество, художественная критика, современное искусство, методы изучения искусства, кураторство, куратор
academic art history education, traditional and actual aspects of education, Saint Petersburg art history school, connoisseur art science, art criticism, contemporary art, methods for the study of art, curator, curatorial activities