ДОНИНА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА (Институт Истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Российская Федерация), СУСЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА (Институт Истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Российская Федерация). Новое в изучении ювелирного искусства казанских татар
LARISA DONINA (Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, Russian Federation), SVETLANA SUSLOVA (Institute of History named after Sh. Mardzhani, Tatarstan Academy of Sciences, Russian Federation). New in the Study of Jewelry Art of the Kazan Tatars
Ранние упоминания об ювелирных украшениях татарок второй половины XVIII века, в том числе и казанских, находим у путешественников И.Георги, П.Палласа, И.Лепёхина, М.Невзорова. Первым же профессиональным исследователем быта городских татар является К.Ф. Фукс. В своей книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении» (1844 г.) им впервые подробно описывается комплекс женских ювелирных украшений.
Ряд важных публикаций связан с деятельностью научного Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете (1878–1930), занимавшемся всесторонним изучением истории народов Поволжья. В «Известиях» общества были напечатаны работы известного тюрколога Н.Ф. Катанова («Несколько слов по поводу русских и татарских перстней»; «О предметах украшений татарских женщин»), профессора Н.Ф. Высоцкого («О некоторых новых типах русских оберегов и об одном татарском амулете»), научного сотрудника Государственного исторического музея Л.В. Кафки («Перстни Камско-Волжской Болгарии») и др.
Новый этап в истории изучения традиционной культуры казанских татар начинается в послереволюционный период. В «Казанском музейном вестнике» была опубликована статья профессора Б.Ф. Адлера «Коллекция Сиклера», где впервые основным предметом исследования являлись ювелирные украшения. Важнейшими исследованиями середины XX в. явились фундаментальные труды профессора Н.И. Воробьева «Материальная культура казанских татар» (Казань, 1930) и «Казанские татары» (Казань, 1957), в которых особые разделы посвящены изучению традиционных украшений. Исследователь заложил основы системного изучения этой категории традиционной культуры и вплотную подошел к пониманию необходимости применения методов типологической классификации.
Типологический подход к изучению традиционной культуры был реализован в 1970–1990 годы в трудах ученых Казанского филиала АН СССР в связи с подготовкой фундаментального «Историко-этнографического атласа татарского народа». Основные задачи этого фундаментального исследования заключались в создании обширного и репрезентативного корпуса этнорегиональных источников по разделам традиционной культуры, в том числе и ювелирным украшениям, входящих в структуру народного костюма, в разработке принципов их типологической классификации, картографировании выделенных типов украшений и выявлении их региональных этнокультурных комплексов. Первым таким исследованием является книга С.В. Сусловой «Женские украшения казанских татар середины XIX — начала XX вв.» (Москва: Наука,1980). Публикацией в 2000 г. тома атласа: С.В. Суслова, Р.Г. Мухамедова «Народный костюм татар Поволжья и Урала» (Казань, 2000) завершился моноэтнический подход к изучению данной категории культуры.
С 2000-х годов исследование украшений осуществлялось в рамках исторической этнологии, что позволило выявить специфику территориальных этнокультурных контактов, определить особенности этнокультурного взаимодействия тюркских, финно-угорских и славянских этносов, понять степень влияния основных цивилизационных центров на формирование этнической культуры. Такими этнорегиональными исследованиями, включающими и материалы по ювелирным украшениям волго-уральских татар, являются монографии С.В. Сусловой «История костюма тюркских народов» (Астана, 2011) и «Татарский костюм: историко-этнографическое исследование» (Казань, 2018).
Новым ракурсом, базирующемся на материалах фундаментальных историко-этнологических исследований, явилось изучение ювелирных татарских украшений в технико-технологическом и функционально-семиотическом аспектах. Первые предварительные результаты такого исследования вошли в книгу «Ювелирные украшения тюркских народов Евразии» (Казань, 2018). Это историко-этнографический очерк Л.Н. Дониной, С.В. Сусловой «Казанско-татарское ювелирное искусство в контексте технологических традиций художественного металла Евразии».
В настоящее время приоритетными в изучении ювелирного искусства казанских татар остаются технико-технологический и семиотический аспекты, которые позволяют, в частности, выявить устойчивые связи казанско-татарского, булгарского, золотоордынского, а также русского художественного металла. Обозначенные проблемы генезиса казанско-татарских ювелирных традиций в определенной степени базируются на работах М.Г. Крамаровского «Золото Чингизидов: культурное наследие Золотой Орды» (Санкт-Петербург, 2001) и Н.В. Жилиной «Зернь и скань Древней Руси (Москва: ИА РАН).
типологический подход, технико-технологический аспект, татарские украшения, традиционная культура
typological approach, technical and technological aspect, Tatar jewelry, traditional culture