Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЛАВРОВ ДМИТРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Станковизм русской лаковой миниатюры в фокусе искусствоведческой мысли советского периода

DMITRIY LAVROV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Easelism of Russian Lacquer Miniatures in the Focus of Art Criticism of the Soviet Era

Советское искусствознание относило русские народные промыслы лаковой миниатюры Палеха, Мстёры, Холуя и Федоскина к числу наиболее важных областей художественной промышленности; роль искусствоведа и критика в них была исключительно велика. Причина такого пристального внимания, помимо известного идеологического тезиса об искусстве как мощном средстве идейного и эстетического воспитания советских граждан, заключалась в том, что искусство лаковой миниатюры в Палехе, Мстёре и Холуе, будучи порождением самой советской власти, складывалось и развивалось на глазах её современников, оказавшихся свидетелями необычного процесса превращения бывших безвестных иконописцев в признанных мастеров русского народного искусства. Следствием такого пристального внимания стало не только появление поистине безбрежного количества критических публикаций о лаковой миниатюре, но и зарождение различных творческих дискуссий о дальнейших путях развития этих художественных промыслов, ведшихся в крупных монографиях и популярных изданиях, журнальных и газетных статьях, многочисленных интервью и стенограммах различных докладов и выступлений.

Целью доклада является анализ одной из этих научных дискуссий, а именно спора о возможности развития русской лаковой миниатюры по пути станковизма, то есть подражания миниатюристов, мастеров декоративно-прикладного искусства, приёмам станковой картины: монументализации фигур, подчёркиванию контура, показу пространства вместо плоскостной формы, заимствованию плакатных художественных приёмов и использованию большой пластины-панно. Задачами доклада являются: до сих пор не проводившаяся в научной литературе критика аргументации советских искусствоведов «за» и «против» станковизма в лаковой миниатюре; исследование отношения самих художников-миниатюристов к подобному «внешнему» руководству, а также анализ памятников лаковой миниатюры, выполненных в подобной «станковой» стилистике. В заключение выступления рассматривается практический итог развития русской лаковой миниатюры, проявившийся как отклик на подобные дискуссии уже в нынешний, постсоветский период.

Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино, русская лаковая миниатюра, советское искусствоведение

Palekh, Mstiora, Kholui, Fedoskino, lacquer miniature, Soviet art history