Актуальные проблемы теории и истории искусства

КУЗЬМИНА ЮЛИЯ СТАНИСЛАВОВНА (Государственный Исторический Музей, Российская Федерация). Ретроспективизм и модернизм. Дискуссии о «старом» и «новом» в промышленном производстве

IULIYA KUZMINA (State Historical Museum, Russian Federation). Retrospectivism and Modernism. Discussions about “Old” and “New” in Industrial Production

В докладе будут рассмотрены некоторые сложности и противоречия существования в Швеции стиля «ретроспективизм» на протяжении первой половины XX века и его внедрение в промышленное производство. Главным материалом и источниками для нас служат журналы Шведской Ассоциации ремесленников, такие как «Möbler miljö» и «Boet», и критические статьи сотрудников объединения. Проектировщики и краснодеревщики стали поднимать в журналах эстетические вопросы о том, как должна выглядеть мебель «современности», стоит ли продолжать массовое копирование исторических прототипов или нужно опираться на модернистский минималистический идеал, стоит ли придерживаться примата древесины, характерного для скандинавской культуры или нужно обратить внимание на новые материалы.

Несмотря на то, что процесс модернизации мебельной отрасли в 1920–1930-е годы был постепенным, уже тогда проявились разные точки зрения на дальнейшую форму существования сферы. Выявление четкого различия между «ремеслом» и «промышленностью» занимало отдельный тематический блок дискуссии Ассоциации ремесленников.

Первые проявления ретроспективизма были связаны с социальным дизайном. Искусствовед и директор Ассоциации Грегор Паулссон предложил сформулировать дизайнерскую программу для среднего класса, однако постепенно это направление переориентировалось на потребности буржуазии: о появлении элитарного «национального» шведского дизайна было заявлено на Всемирной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в 1925 году. В истории искусства эту линию обозначают термином «Шведская грация». Международное выступление Швеции спровоцировало очередной виток споров в ремесленных круга о том, каким должен быть «потребитель» нового дизайна.

Наша задача заключается в том, чтобы разграничить направления ретроспективизм и модернизм, так как исследование ряда источников обнаружило, что «исторические стили», которые противоречили логике интернационально модернизма в Швеции не только продолжали существовать, но и смогли встроиться в систему функционального промышленного дизайна после Стокгольмской выставки 1930 годов. Изучая споры в журналах, газетах и сообществах об альтернативных вариантах производства, мы на примере нескольких выставок и деятельности мебельных компаний выявили основные направления деятельности дизайнеров мебели, который от роскошных интерьеров пришли к социальной программе.

Швеция, дизайн, ретроспективизм, историзм, модернизм, мебель

Sweden, design, retrospectivism, historicism, modernism, furniture