Актуальные проблемы теории и истории искусства

МИТРОФАНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация). Преодолевая границы. Текстильное искусство в современном мире

NATALIA MITROFANOVA (Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, Russian Federation). Breaching Borders. Textile Art in the Modern World

Текстильное искусство в современном мире превратилось в самодостаточный жанр с широким спектром возможностей художественной реализации. Лозаннская Биеннале 1962 года положила начало преобразованиям и породила движение обновления, которое переросло в настоящую революцию. Современное искусство уже не может быть классифицировано по традиционным критериям и не обязано подчиняться чистоте жанра. Сегодня художники разных специализаций, чтобы точнее отразить концепцию, прибегают в своем творчестве к использованию текстильных материалов, технологии, закладывают в проекты идеи, связанные с ткачеством. Текстильное творчество питают два наиболее важных источника: традиция и новация. Первый обеспечивает связь с прошлым через глубины пространства памяти, другой — с будущим через инновационные научные разработки. Благодаря этому текстиль осваивает новые пространства для творчества: концептуальную сферу, стрит-арт, recycling-art, intelligent-art, land-art, eco-art… Но кроме этого, текстиль совершает творческую интервенцию на территорию классических жанров и дарит иную степень свободы живописи, скульптуре и архитектуре. Например, расширяются возможности портретного жанра благодаря применению в произведениях текстильных материалов с разнообразной фактурой, плотностью, составом, широкой цветовой палитрой. Так, проекты часто используют прозрачность и многослойность материала, а вышивки и шпалеры часто демонстрируются как лицевой, так и изнаночной стороной, что позволяет создать более острый, эмоциональный образ.

Широко представлена сегодня текстильная скульптура во всех видах и в разных материалах. Художники используют характерную фактуру, мягкость, упругость волокна, применяют традиционные техники ткачества и текстильные приемы: драпировки, складки, технику сухого валяния... Благодаря текстилю рождаются новые направления скульптуры: «String Arts», «Fiber Arts»… Полем для разнородных экспериментов становится популярное движение «miniartextile». Современный текстиль прямо и косвенно связан с архитектурой. Появляются текстильные скульптурно-архитектурные решения, связанные и сплетенные пространственные инсталляции, строения и конструкции, вдохновленные текстильной идеей или техникой. Свойства и качества текстиля обогащают художественный образ произведений искусства и создают новый смысловой подтекст, расширяет специфику традиционных жанров. Примеры широкого бытования текстильного искусства, выход за границы устоявшихся представлений о нем свидетельствуют о новой роли этого вида творчества в современном мире.

современное искусство, текстильное искусство, ткачество, вышивка, текстильная скульптура, мини-текстиль

contemporary art, textile art, weaving, embroidery, textile sculpture, mini-textiles