Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТОРБИК ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Некоторые работы фабрики Ф. Мельцера в особняках Санкт-Петербурга

VLADIMIR TORBIK (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Some Works of the Factory F. Meltzer in the Mansions of St. Petersburg

Промышленная революция, которая произошла в России на рубеже XIX и XX столетий, привела к появлению новых технологий во всех сферах производства, в том числе и в художественной промышленности. В производстве изделий из дерева это позволило применять хорошо проработанные, часто скрытые конструктивные решения в изготовлении и установке элементов художественного убранства интерьера. Однако при фабричном способе производства сохраняется определённая доля ручного труда. В этом уникальность произведений рассматриваемого периода. Они уже не продукт ручного труда и в тоже время не обезличенные машинной обработкой изделия. Изучение новых конструктивных схем и технологий изготовления деталей интерьера и предметов мебельного убранства приводит к необходимости пересмотра роли произведений из дерева в интерьере. Деятельность мебельной фабрики Ф.Ф. Мельцера в конце XIX века и начале XX века, пожалуй, ярче других характеризует положение в этой отрасли художественной промышленности.

Отличительной чертой убранства интерьеров конца XIX начала XX века можно считать резкое увеличение количества элементов выполненных из дерева. Это вызвано целым рядом причин. Первая из них – изменение взглядов на стилистику архитектурного убранства. Вторая – технические возможности нового, фабричного способа производства, которые позволили воплотить новые взгляды в практику. Новизна взглядов выразилась не только в становлении нового стиля – модерна. Появление модерна отнюдь не означало тотальную смену художественного метода, реализуемого в архитектуре этого периода. Модерн выражал новые, революционные художественные идеи передовой части общества, но только лишь части. Основная масса архитектурных сооружений этого времени по-прежнему создавалась в формах исторических стилей.

Следует отметить, что стилистика этих интерьеров существенно отличается от стилистики интерьеров начального этапа эклектики. Развитие полиграфической промышленности, международные промышленные выставки, расширение торговли, появление училищ для подготовки мастеров в области проектирования и изготовления произведений декоративно-прикладного искусства способствовали углублению знаний о своеобразии каждого из стилей, который закладывался в основу воспроизведения или интерпретации. На мебельных фабриках появляются рисовальные мастерские, где велось проектирование мебели. Владельцы фабрик, оценив важность исходной информации для проектирования в стилях, создают большие библиотеки, фототеки. Формируют собрания моделей конструктивных и декоративных деталей мебели.

Уровень художественных достоинств изделий во многом определило появление на фабрике архитектора. Фабрика не ограничивала свою деятельность только изготовлением мебели. Она принимала участие в проектировании и изготовлении по собственным проектам убранства весьма значительных в истории архитектуры интерьеров.

Анализ только двух работ фабрики Мельцера, выполненных для интерьеров Санкт- Петербургских особняков В.С. Кочубея и Ф.Г. Бажанова выявляет новизну интерпретации форм и конструкций элементов из дерева, играющих значительно большую роль в структуре интерьера чем в предшествующий период.

интерьер, модерн, эклектика, дерево в интерьере, мебель, фабрика

interior, modern, eclecticism, wood in the interior, furniture, factory