Актуальные проблемы теории и истории искусства

БУДРИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российская Федерация). «Малахитовый зал» виллы Сан Донато: история ансамбля и идентификация его составляющих

LUDMILA BUDRINA (Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russian Federation). “Malachite Room” of Villa San Donato: The History of the Ensemble and Identification of the Pieces

Принадлежавшая Демидовым вилла Сан Донато во Флоренции в середине XIX века была одним из ярчайших явлений в художественной жизни Европы. Богатейшие коллекции, собранные двумя поколениями семьи и открытые для избранной публики в конце 1850-х годов, привлекали не только любопытных туристов, но и специалистов в области истории искусства. Это собрание в значительной степени повлияло на коллекционирование второй половины столетия, продемонстрировав насколько органично могут сочетаться в одной коллекции восточный фарфор и рыцарское оружие, произведения флорентийского кватроченто и живопись французских художников XIX века, мраморы Кановы и малахиты Томира.

Тотальные распродажи, длившиеся с 1860-х до 1880-х годов, уничтожили этот ансамбль. Шедевры коллекции сегодня являются жемчужинами самых именитых собраний Великобритании, США, Италии, Франции и других стран. Благодаря сохранившимся каталогам продаж, нескольким подробным описаниям интерьеров виллы и архивным документам, единичным изображениям сегодня становится возможным восстановить не только списочный состав коллекций, но и попытаться понять вкус собирателей.

В интерьерах Сан Донато к концу 1850-х годов оказалась одна из богатейших коллекций произведений с малахитом. Созданные в разное время и в разных мастерских, эти произведения отражали два основных стилистических направления к которым обращались европейские и отечественных мастера. Один из залов — зал Шпалер, или Большой парадный зал — украшали произведения первой трети XIX века. Благодаря сохранившейся акварели большая часть произведений может быть идентифицирована без больших затруднений.

Второй интерьер — Французский, Малахитовый зал или Галерея Людовика XVI, в котором были сконцентрированы малахитовые работы середины столетия известен лишь по описаниям. В отличие от зала Шпалер, здесь были собраны современные друг другу произведения, отражавшие вкус Анатолия Николаевича Демидова: французская живопись XIX века (Врене, Деларош, Шеффер), интерьерные предметы в стилистике второго рококо, созданные на собственной фабрике Демидовых к Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Здесь же находился любопытный ансамбль, созданный по модели И. Витали в мастерской Ф. Шопена по мотивам полотна Фрагонара «Фонтан Любви» (сама картина также хранилась в Сан Донато). Убранство этого зала было сильно затронуто распродажами 1870-х годов, и финальный аукцион лишь довершил разрушение этого необычного ансамбля, пронизанного стилистикой историзма.

Однако сопоставление описаний, созданных в 1858 и 1864 годах, архивных документов, аукционных каталогов и ранее осуществленных исследований позволяет реконструировать основные элементы одного из главных интерьеров флорентийской виллы семьи Демидовых и говорить об особом вкусе ее представителей.

Демидовы, вилла Сан Донато, французская живопись, русская бронза, малахит

Demidoff, villa San Donato, Malachite, French painting, Russian bronze