ПАЛАГУТА ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Российская Федерация). Исследования орнамента в контексте современного искусствознания
ILIA PALAGUTA (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). Studies of Ornament in the Context of Contemporary Art History
Орнамент является одним из неотъемлемых элементов искусства и человеческой культуры. Помимо украшения, его функция состоит в придании целостности форме любого артефакта (вне зависимости от его масштаба — будь то архитектурный объект или предмет декоративно-прикладного искусства), а также обозначении его принадлежности владельцу или какой-либо категории предметов вещи.
Несмотря на это, в ХХ в. исследования орнамента оказались на периферии искусствоведческой науки. Причина этого отчасти в том, что архитектуре, прикладном искусстве и дизайне модернизма (прежде всего, архитектурного модернизма) декор играл второстепенную роль. Несмотря на появление ряда важных работ в области истории и психологии восприятия декоративно-прикладного искусства (E. Gombrich, O. Grabar), исследования орнамента развернулись преимущественно в смежных областях археологии и этнографии, где основную роль сыграло его формальное и технологическое изучение. В то же время здесь сформировался ряд стойких представлений в области семантики орнамента, в частности, что он представляет собой исключительно «систему знаков, нанесенных на вещь», которые не выдерживают критики при детальном анализе материала.
Проблемы исследования орнамента приобрели особую актуальность в последние десятилетия. Причиной этого стало «возвращение» орнамента в архитектуру постмодерна, обусловленное как развитием технологий и изменением взгляда на роль архитектурной среды в формировании идентичностей, так и глобальными изменениями в экономической системе.
Кроме того, на фоне этого в современном западном искусствознании в первые десятилетия XXI в. обозначился «глобальный поворот» в сторону социальной и культурной антропологии, идеи которой сыграли важную роль в переосмыслении роли орнамента в художественной культуре. В рамках этого «поворота» искусство рассматривается не столько в терминах эстетики, сколько в качестве «коммуникативной технологии», объединяющей человеческие сообщества разного масштаба и выстраивающей связи между ними (A. Rubin, A. Gell). Как «культурный конструкт», орнамент является выражением «удовольствия, социального разделения, знания» (A. Picon).
На этом фоне актуальными становятся несколько вопросов. Во-первых, вопрос о дефиниции орнамента, когда его определение не сводится к «украшательской» функции, а отражает сущностные признаки объекта, такие как ритм, метр, симметрию. Во-вторых, возможность выделения орнамента на основании этих признаков в особый вид искусства. В-третьих, рассмотрение орнамента не только как стилеобразующего элемента, но и как средства невербальной коммуникации. В этих исследованиях особую роль играет изучение ритмов и принципов симметрии, положенных в основу образования орнаментальных композиций, а также их взаимосвязи с музыкой, пространственными принципами организации искусственной среды и социальных организмов. Здесь роль орнамента сводится к сигналу и индексу, а не к символу и изображению, которые в нем играют подчиненную роль. Именно за счет такого, непрямого воздействия, орнамент, как способ визуализации ритма и симметрии, путем соединения «восприятий и аффектов» играет важную роль в формировании идентичностей.
орнамент, теория орнамента, история орнамента, определение орнамента, история изучения орнамента, теория искусства, декоративно-прикладное искусство
ornament, theory of ornament, history of ornament, defenition of ornament, history of the study of ornament, theory of art, applied art