СВИСТУНОВ ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ (Южно-Уральский Государственный Университет, Российская Федерация). Формирование модельного ряда архитектурного литья Каслинского завода (1853–1914)
SLAVA SVISTUNOV (South Ural State University, Russian Federation). Formation of a Range of Architectural Castings of the Kasli Plant (1853–1914)
Каслинское художественное литье, изначально развиваясь, как отрасль художественной промышленности, оставалось в дореволюционный период частью частного чугунолитейного производства Каслинского завода. Чтобы ни писали о Каслинском литье, как бы ни старались приравнять его к народным промыслам, оно было и остается отраслью художественной промышленности. А идейным вдохновителем выпуска кабинетного литья из чугуна в Каслях был Григорий Васильевич Дружинин.
При Дружининых дальнейшее развитие получили все виды архитектурно-художественного литья, возникшие ранее в Каслях, но об этом виде дореволюционного литья мало, что известно. Не говоря уже о влиянии изделий бронзолитейных и чугунолитейных фирм и заводов Петербурга и Риги на сортамент архитектурного литья Каслинского завода. Если говорить определеннее, то этот аспект до последнего времени вообще не брался во внимание искусствоведами. Тогда как это влияние было, и весь вопрос заключается в его правильной постановке.
Г.В. Дружинин, будучи увлеченным коллекционером и собирателем древностей, живя в Петербурге и имея на Урале чугунолитейный завод с его природными формовочными песками, не мог не обратить внимания на то, что выпускал, к примеру, чугунолитейный завод Сан-Галли. Тем более что большинство его архитектурных изделий из чугуна отливались для Петербурга, пригородных дворцов и парков. В тоже время, успехи Г.В. Дружинина в тиражировании кабинетных вещей не могли остаться незамеченными для Ф.К. Сан-Галли. Причем оба начинали и трудились каждый на своем поприще в один период времени. Горные заводы наследниц Расторгуева были переданы Г.В. Дружинину в «заведывание и управление» со стороны М. Харитоновой в 1853 г. В этом же году Ф.К. Сан-Галли открыл на Лиговке слесарную мастерскую, ставшую вскоре полноценным чугунолитейным заводом. Реклама выпускаемой им продукции была поставлена, что называется на широкую ногу. Помимо постоянно действующей экспозиции готовых изделий открытой при заводе, на каждый вид архитектурного литья выпускались альбомы-каталоги.
В силу географической удаленности Каслинского завода от Петербурга и отсутствие долгое время ж/д сообщения между ними, Дружинины и Сан-Галли не были конкурентами на внутреннем рынке архитектуры малых форм. К настоящему времени установлено, что в Каслях тиражировались по моделям завода Сан-Галли, а также по его готовым изделиям: несколько типов намогильных крестов, решеток, колонн, столбов освещения, сетчатая оградка, парко-садовая мебель. Причем, по готовым изделиям формовали в Каслях только диваны и кресла, отлитые на заводе Сан-Галли по моделям К. Ф. Шинкеля. Эти изделия отличаются особой технологичностью. Модели же крестов, решеток с колоннами, столбов освещения, разработанные Сан-Галли, дорабатывались на месте, добиваясь большей простоты в их формовке. Много сходства с решеткой ограды Юсуповского садика по улице Декабристов в Петербурге имеет решетка № 26 Каслинского завода. В тоже время, когда она использовалась при строительстве ограды в Екатеринбурге, то вид самой ограды оказался иным, чем у Юсуповского садика. Этот эффект был достигнуть за счет замены плоских столбов на массивные круглые колонны. Иными словами, заимствования были, но не плагиат.
Дружинины, Сан-Галли, Каслинский завод, чугунолитейный завод Сан-Галли, архитектура малых форм
Druzhinin, San-Galli, Kasli Plant of Art Casting, San Galli Iron Foundry, small architectural forms