Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЛОБАШЕВА ИРИНА ФАЕКОВНА (Казанский государственный институт культуры, Российская Федерация). Э.О. Визель и его деятельность в музее Академии художеств и в отделе рисунков Эрмитажа в 1920-е годы

IRINA LOBASHEVA (Kazan State Institute of Culture, Russian Federation). E. O. Wiesel and His Work in the Museum of the Academy of Arts and in the Drawing Department of the Hermitage in the 1920s

Предлагаемое сообщение посвящено видному петербургскому музейному деятелю и художнику Эмилю Оскаровичу Визелю (1866–1943), имя которого было хорошо известно в художественных кругах Петербурга конца XIX — I трети ХХ века, однако сегодня малознакомо широкой аудитории любителей искусства. Репрессии, дворянское происхождение, репутация дореволюционного академического деятеля сыграли свою роль в забвении Визеля. Подобная судьба постигла многих художественных деятелей рубежа XIX–XX вв.

Между тем, Визель принадлежал знаменитому петербургскому миру художественной интеллигенции Серебряного века и более позднего времени, благодаря которой город жил, творил, наполнялся духовно, сохранил и по сей день ту особую притягательную ауру города-музея, города высокой культуры и традиций. Действительно, Эмиль Оскарович, безусловно ставший высоким профессионалом своего дела и сделавший очень много для развития музея Академии художеств, а впоследствии отдела рисунков Эрмитажа, был скромным героем своего времени, зачастую находясь в самой гуще событий непростого переломного исторического периода в жизни страны. Для него было естественно решать сложные вопросы эвакуации и реэвакуации из Москвы музейных ценностей, строить музейные экспозиции в условиях новой власти, заниматься сохранением коллекций.

Более тридцати пяти лет жизни Э.О. Визеля были посвящены музейному делу. Он начинал свой путь в качестве помощника хранителя музея Академии (1894–1907), затем являлся хранителем музея, то есть фактически руководил им (1908 — середина 1920-х). В конце 1920-х, на закате своей музейной деятельности, он работал хранителем отдела рисунков Эрмитажа, тесно сотрудничая с М.В. Доброклонским. Этот период его деятельности и представлен более подробно в сообщении.

Подобно таким известным личностям своего времени, как А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь, А.Г. Габричевский, П.И. Нерадовский, М.В. Доброклонский, Визель выступал в художественной среде не только как музейный деятель, но и как творец-художник. В альбоме о С.И. Лобанове (2006) очень верно отмечено: «Стоять во главе музея в ХХ веке было для художника естественно». Он с увлечением работал в живописи и графике, зарекомендовав себя, как мастер портретного жанра, пейзажных и интерьерных видов, театральных зарисовок. Первое свое художественное признание он получил на парижском Салоне весной 1894 года, где экспонировался выполненный им портрет пейзажиста И.И. Ендогурова (местонахождение неизвестно). В дальнейшем он был активным экспонентом разных выставок за рубежом и в России в основном в качестве портретиста. С приобретением мастерства Визель стал получать заказы на портреты известных деятелей страны. Эмиль Оскарович создал живописные образы представителей искусства и музыки, ученых, врачей, актеров Петербурга-Ленинграда. Среди портретируемых — члены царской фамилии, министр финансов России В.Н. Коковцев, композиторы Н.А. Римский-Корсаков и П.И. Чайковский, известный пианист В.В. Софроницкий, прославленные звезды русского балета М.М. Петипа и Г.С. Уланова и многие другие. Его работы находятся в различных музеях и частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Казани, других городов.

Э.О. Визель, музейный деятель, художник, Санкт-Петербург, Российская академия художеств, академический музей, Эрмитаж, отдел рисунков

E. O. Wiesel, museum worker, artist, St. Petersburg, Russian Academy of arts, academic Museum, Hermitage, Department of drawings