Актуальные проблемы теории и истории искусства

КАРЕЛИН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация), ЛИТВИНЕНКО ЕЛИЗАВЕТА ГЕННАДЬЕНА (Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация). К вопросу об архитектурном образе современного археологического музея, включающего памятники in situ

DMITRY KARELIN (Moscow Architectural Institute (State Academy), Russian Federation), ELIZAVETA LITVINENKO (Moscow Architectural Institute (State Academy), Russian Federation). Reflection on Architectural Image of Contemporary Archaeological Museums with Monuments in situ

Во второй половине XX века археологическая и реставрационная науки значительно шагнули вперед. Кроме того, музейное дело и представления о том, как нужно экспонировать памятники, также подверглись изменениям. За последние десятилетия появились музеи, главным экспонатом которых является недвижимый археологический памятник. Представляется, что создание подобных выставочных пространств требует особенных подходов, методов и объемно-планировочных приемов, позволяющих максимально удачно экспонировать памятник, обеспечить его сохранность и гармонично скомпоновать внутри здания саму недвижимую археологию, маршрут её осмотра и остальную экспозицию.

Сегодня не требует специального обоснования тот факт, что любая работа с памятником должна выполнятся в соответствии с принципами Венецианской хартии, и современной реставрации, и археологии. В этом контексте мы рассматриваем разнообразные приёмы реконструкции несохранившихся частей памятника и воссоздания его объемно-пространственных характеристик: от широко известного и применяемого анастилоза до современных уникальных решений, представляющих собой своеобразные «научные инсталляции». Подобные приёмы, с одной стороны, могут раскрыть зрителю характер внешнего образа или внутреннего пространства памятника, не претендуя на историческую подлинность, и, с другой стороны, сформировать маршрут экспозиции при возможности заходить внутрь законсервированного археологического раскопа.

Однако наиболее интересным аспектом рассматриваемой темы представляется ответ на вопрос, каким должен быть образ архитектурного пространства, на фоне которого будет восприниматься экспонируемый археологический памятник. Мы проанализировали около 70 археологических и исторических музеев, построенных в XIX–XXI веках, и пришли к выводу, что основные тенденции в формировании их архитектурных образов не сильно отличаются от характерных для архитектуры этого периода в целом, однако присутствуют особенности, связанные с исторической спецификой. Стилистику рассмотренных музеев можно разделить на четыре основных направления:

— Освоение наследия, где архитектура археологических музеев содержит цитаты из культур, являющихся основным предметом экспонирования.

— Создание неоклассических пространств, не связанных с национальным колоритом предметов, выставляемых в музее.

— Очень простая и функциональная модернистская архитектура, которая, по сути, является нейтральный фоном для выставляемых экспонатов.

— Образы здания, сформированные за счет постмодернистских метафор, которые, в данном случае, тесно связаны с неформальным переосмыслением специфики музея и особенностями выставляемой в нем культуры.

Основная цель доклада заключается в рассмотрении всех «за» и «против» применения описанных выше подходов к архитектурным решениям археологических музеев. Представляется, что все направления имеют право на существование, а выбор всегда относительно субъективен и зависит от множества факторов, в том числе от специфики музейной экспозиции, объемно-пространственных характеристик памятника, контекста, окружающего здание музея и так далее.

музеи, археология, архитектура, образ, памятник, in situ, реставрация, неоклассика, модернизм, постмодернизм, анастилоз

museums, archaeology, architecture, monument, in situ,restoration, Neoclassical Revival, modernism, postmodernism, anastylosis