Актуальные проблемы теории и истории искусства

МАСИЕЛЬ САНЧЕС ЛЕВ КАРЛОСОВИЧ (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Итальянский след в архитектуре Владимира Щуко

LEV MACIEL (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). The Italian Trace in the Architecture by Vladimir Shchuko

Тема предлагаемого выступления — итальянские образы в творчестве Владимира Щуко (1878–1939). Несмотря на то, что он был одной из центральных фигур советской архитектуры, о его творчестве практически нет исследований. Из крупных русских архитекторов первой половины ХХ в. только Иван Жолтовский был теснее связан с Италией. Щуко бывал там и до революции, когда он даже построил два русских павильона на Римской и Туринской выставках 1911 г., и позже, в 1934 г. На протяжении всего его творчества итальянские мотивы играют весьма существенную роль. Цель исследования — определить конкретные итальянские мотивы в его осуществленных постройках и неосуществленных проектах. Не менее важно понять причины каждого обращения к Италии, как с точки зрения творческой и жизненной стратегии мастера, так и в социо-культурном контексте эпохи. В ранних постройках (два дома Маркова в Петербурге, 1908–1910 и 1910–1911) он ориентировался на Палладио. В 1920-е гг. формируется творческий тандем Щуко c Владимиром Гельфрейхом, просуществовавший до смерти Щуко. Если их работы 1920-х гг. связаны с конструктивизмом, то в 1930-е они обращаются к неоклассике. В этот период итальянская «палитра» Щуко расширяется. В знаменитом конкурсном проекте Дворца советов (1932) он опирается на тему Дворца дожей в Венеции, а в малоизвестных проектах Дома правительства Абхазии в Сухуме (1932–1939, осуществлен частично) и театра в Ашхабаде (1934, не реализован) обращается к образам итальянского маньеризма и барокко. Наконец, здания Библиотеки им. Ленина в Москве (1928–1941) и станции метро «Электрозаводская» (1939–1944) близки по подходам итальянской архитектуре 1930-х гг., с которой Щуко познакомился в том числе и лично, что позволяет ставить вопрос о диалоге с ней. В целом, разнообразие отклика на итальянскую архитектуру отличает Владимира Щуко и от Жолтовского, с его преимущественной ориентацией на Палладио, и от других советских архитекторов, в творчестве которых итальянская тема не занимала столь важного места.

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г. Тема 1.2.10.

советская архитектура, неоклассицизм, Щуко, итальянская архитектура, тоталитарная архитектура

Soviet architecture, Neoclassicism, Shchuko, Italian architecture, Totalitarian architecture