Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЗОЛОТАРЕВА МИЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Российская Федерация). Неоклассические тенденции в архитектуре 1930–1950-х гг. (на примере творчества Дмитрия Петровича Бурышкина)

MILENA ZOLOTAREVA (Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russian Federation). Neoclassical Trends in Architecture of the 1930s and 1950s (Based on the Work of Dmitry Buryshkin)

В 2020 г. исполняется 130 лет со дня рождения зодчего, становление и развитие творчества которого проходило в период четырех стилевых этапов русской-советской архитектуры. Архитектурно-проектные работы Д.П. Бурышкина, представителя ленинградской архитектурной школы, позволяют проследить исторические вехи русской-советской архитектуры 1915–1956 гг.

Обучение зодчего проходило в Высшем Художественном Училище при Императорской Академии Художеств в Петербурге в мастерской Н.Л. Бенуа. Освоение классических традиций, первые самостоятельные опыты их освоения были достаточны удачны. Это демонстрирует успешное участие в конкурсах, а также то, что даже его студенческие работы появились на страницах профессиональной печати.

1917 г. изменил привычное течение жизни, в том числе и в архитектурном творчестве. Однако с 1920 г. до начала войны наиболее активный и плодотворный период деятельности Давида Петровича. Это время творческих поисков и исканий. С 1925 г. начинается активное строительство нового социалистического города. Однако во всех работах зодчий не забывает применять основы классических композиций. Это и полукруглые площади перед жилмассивами и ритм простенков в зданиях, трактуемых в качестве элементов ордерной системы.

С середины 1930 г. произошел разворот в сторону освоения классических образцов и применения их в архитектурном творчестве. Архитектура Бурышкина — это попытка совместить наработки архитектурного формообразования 1920-х гг. и классических элементов.

В послевоенный период Д.П.Бурышкин занимается в основном проектированием зданий, связанных с Военно-Морским Флотом. В конце 1940–1950-е гг. направление стилистики архитектуры снова меняется, но уже в сторону эклектических тенденций. И снова Бурышкин по-своему трактует предложенное направление. В его постройках нет той помпезности, которой грешили многие архитекторы этого времени. Его здания, сдержанные по своей архитектуре, с декором, характерным для исторической части города, их иногда сложно отличить от построек второй половины XIX в.

Уникальной является творческая биография этого, не заслуженно забытого архитектора, представителя ленинградского школы зодчества. Обучавшийся на классических традициях и успевший творчески освоить их в дореволюционную эпоху, Д.П.Бурышкин сумел воспринять передовые идеи, нашедшие отражение в его работах, а затем опять же по новому взглянуть на классические образы, реализовав их в проектах.

история советской архитектуры, история архитектуры Ленинграда, неоклассические направления в архитектуре

history of Soviet architecture, history of Leningrad architecture, neoclassical trends in architecture