КАСЬЯНОВ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Изучение историко-культурного наследия с применением современных научно-технологических достижений
NICKOLAY KASYANOV (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). The Investigation of Cultural Heritage Using Modern Scientific and Technological Achievements
Бурное развитие цифровых технологий в настоящее время уже оказывает влияние на научное исследование памятников историко-культурного наследия, выявление новых объектов и развитие археологии. При совмещении архивных, фотографических и иных данных, полученных с помощью современных технологий, возможно создание прецизионных моделей, с математической точностью воспроизводящих особенности объектов в трехмерном пространстве. Весьма перспективно применение технологий искусственного интеллекта.
Особенностью восприятия архитектурной формы и вписанных в сложный пересеченный рельеф «зданий-ландшафтов» является невозможность полноценного представления об объекте на основании традиционных архивных данных, карт и полевых исследований. С целью анализа исторической архитектурно-ландшафтной среды автором была проведена работа по созданию трехмерных компьютерных моделей крупномасштабных оборонительных укреплений в ландшафте. Применение компьютерных методов подтвердило предположение о том, что важнейшую роль при сооружении крепостей, например, крепости Владивосток, играли условия местности, вынуждавшие встраивать объекты в сложный для строительства природный рельеф, по возможности минимально изменяя его. В рамках других исследований были построены цифровые модели ландшафта с интегрированной в нее городской средой для изучения и решения градостроительных проблем ряда городов Ярославской области. Виртуальная реконструкция и моделирование позволили на новом уровне представить концепцию развития генерального плана, проекты охранных и иных зон развития городских поселений. При разработке научной проблемы «виртуальной архитектуры» был создан ряд компьютерных моделей, раскрывающих некоторые фундаментальные аспекты архитектурного формообразования.
Цифровая модель, заложенная в память компьютера и трехмерных принтеров для быстрого прототипирования, позволяет формировать материальные объекты сложной формы. Подобные технологии могут быть использованы для воспроизведения памятников, утраченных в ходе исторического процесса. Следует отметить, что с дальнейшим развитием технологии трехмерной печати расширяется также угроза фальсификации предметов искусства.
Множество памятников историко-культурного наследия на территории России и мира находятся в руинированном состоянии. Для полномасштабного решения задач исследования и сохранения таких памятников представляется необходимым создание цифрового банка данных по историко-культурному наследию с учетом существовавшего ранее и сложившегося ныне рельефа местности. Это позволит выйти на новый уровень историко-культурных исследований, увеличивая возможность корректной реставрации объектов. В этом аспекте можно говорить о возникновении новых специальностей в интересах развития историко-культурного и архитектурно-градостроительного направлений. Привлечение специалистов смежных и иных специальностей, в частности, историков, математиков, программистов, операторов дронов, сделает возможным использование достижений цифровых технологий для междисциплинарного изучения, сохранения и воссоздания историко-культурного наследия. Существенную роль здесь играет образовательная и просветительская функция и сотрудничество научно-исследовательских организаций и ВУЗов соответствующего профиля. Позитивным представляется создание государственной программы по использованию современных междисциплинарных методов для изучения историко-культурного наследия.
Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г.
изучение и сохранение культурного наследия, ландшафт, цифровые технологии, компьютерное моделирование
cultural heritage studies, landscape, digital technology, computer modeling