Актуальные проблемы теории и истории искусства

ПТИЧНИКОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). К новой эстетике города: медиаархитектура как часть визуальной среды

GALINA PTICHNIKOVA (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). Toward a New Urban Aesthetics: Media Architecture as Part of the Visual Environment

Современные цифровые медиатехнологии позволили архитектуре выйти на качественно новый уровень, трансформировали структуру архитектурного объекта, наделили его новыми художественно-эстетическими свойствами, определили новый характер коммуникации с человеком. Идеи новой городской эстетики медиаобъектов и спрос на новые визуальные городские формы появились в конце XX века в результате влияния нескольких факторов: цифровые технологии, развитие медиа, визуализация культуры, массовая культура.

Исторически система визуальных архитектурных стимуляторов сложилась, ориентируясь на пешеходов и на восприятия в дневное время. Современные подходы к развитию городской эстетике строятся основываясь на новый масштаб времени и на все 24 часа в сутки, в том числе и в ночное время. Здания с динамичными и зрелищными внешними оболочками-дисплеями (медиафасадами) стали главными элементами круглосуточно функционирующей визуальной среды. Эти инсталляции цифровых медиа определяют новые условия развития архитектуры, в результате чего технология цифровых медиа значительно влияет на эстетические качества архитектурных объектов.

Медифасады, которые были рождены информационными технологиями, развитием медиа и востребованностью визуальных зрелищ и развлечений в обществе, оказались новым средством связи между цифровым пространством, с одной стороны, и архитектурой и городскими пространствами, с другой стороны. Никогда прежде не существовало такого взаимодействия между виртуальным и реальным физическим мирами. Если еще в 1990-е годы, виртуальный мир представлял собой индивидуальное взаимодействие, как в случае с персональным компьютером, и то с развитием медиаархитектуры он стал доступен для коллективного взаимодействия.

В настоящее время архитектурные медиаобъекты становятся всё более и более доступным и повсеместным элементом городского пространства. Тем самым увеличиваются их возможности воздействовать на городское окружение за счет использования широкого круга визуальных и динамических эффектов. В статье рассматриваются вопросы качества нового визуального языка, эстетических характеристик медиаобъектов, и их связей с существующей архитектурной средой на примерах ряда реализованных проектов, в тои числе в российских городах. Эстетические качества городской медиасреды разделены на три широкие группы, как характеристики нового визуального языка: де-материализация, свет и цвет, текучесть и изменчивость

В работе используются положения теории окружающей среды, подходов тактильной визуализации и эстетики города.

Результатом исследования стало определение перспективных тенденции развития медиаархитектуры. В настоящее время становится возможным увидеть те формы городской среды, которые отражают новую визуальную эстетику, космологический образ будущего города.

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г. Тема 1.6.4.

городская эстетика, медиаархитектура, медиафасад, визуализация культуры, городская среда

urban aesthetics, media architecture, media facade, visualization of culture, urban environment