Актуальные проблемы теории и истории искусства

ДЕДЮХИНА ПОЛИНА ВЛАДИМИРОВНА (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация). Междисциплинарный подход в изучении романов без слов первой половины ХХ века

POLINA DEDYUKHINA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Interdisciplinary Approach in the Study of Wordless Novels of the First Half of the 20th Century

Роман без слов — жанр на стыке литературы и изобразительного искусства, появившийся в конце 1910-х годов. Термин принадлежит бельгийскому художнику Франсу Мазерелю, который считается основоположником этого жанра. Первый роман «25 изображений страстей человеческих» был выпущен Мазерелем в 1918 году, после чего жанр достаточно быстро набрал популярность в Европе и США. Важным аспектом является то, что в большинстве случаев автором повествования является сам художник, а произведения такого рода не имеют никакой вербально зафиксированной основы. Изобразительная составляющая имеет не иллюстративный, а самостоятельный характер и, более того, берет на себя вербальные функции. В связи с этим основной проблемой является особый художественный язык, в котором слово замещается изображением. Специфика художественного языка романа без слов обусловлена тем, что ему необходимо решать задачи полностью противоположного ему по своей сути языка – вербального, не имея для этого готовых инструментов. Изображения в романах без слов имеют очень специфический характер. С одной стороны, они повествовательны, с другой, отдельно взятое изображение не самостоятельно и полноценно существует только в рамках серии; наконец, это изображения, пропущенные через опыт текста. Хотя сама идея жанра заключается в ведении повествования без использования слов, нельзя говорить о том, что вербальная составляющая уничтожается. Наоборот, она трансформируется, перемещаясь во внутренние слои изображения, приобретая имплицитный характер.

Так как одной из основных проблем в изучении жанра является специфика художественного языка, в котором изображение берет на себя вербальные функции, в его изучении необходим не только классический искусствоведческий анализ, но и использование элементов междисциплинарного подхода. Для нас важны наработки в области семиотического подхода к изучению изобразительного искусства, общие положения визуальной семиотики, а также, поскольку в романах без слов мы имеем дело с визуальным нарративом, нарратологии и современных визуальных исследований (“visual studies”).

Дополнительный аспект добавляет тесная связь романов без слов с немым кинематографом того времени, которую подчеркивали и сами художники, работавшие в этом жанре. Многие инструменты выражения в романах без слов заимствуются из немого кино. Интересно, что в кинематографе того времени также проводились эксперименты и снимались фильмы, в которых полностью или частично отсутствовали сопроводительные надписи. Роман без слов – сложная структура, так как он является, по сути, синтезом литературы, изобразительного искусства и немого кинематографа и требует сложного и комплексного подхода в своем изучении, а также рассмотрения его с разных углов зрения, для более глубокого понимания системы визуального языка. В докладе планируется проанализировать различные подходы к изучению романов без слов, содержащие элементы семиотического анализа, наработки в области визуальных исследований и сопоставления с особенностями построения киноязыка, применённые в трудах П. Виллета, Д. Уолкера, П. Лестера и других исследователей. Будет продемонстрировано, как можно синтезировать эти подходы для более объёмного и всестороннего изучения этого уникального жанра на примере произведений Франса Мазереля и Линда Уорда.

роман без слов, графика ХХ века, графические серии, визуальный нарратив, Франс Мазерель, Линд Уорд

wordless novel, pictorial narrative, Frans Masereel, Lynd Ward, 20th century graphic art