ДОБРИЦЫНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Феноменологическая инициатива в проектной программе современного архитектора
IRINA DOBRITSYNA (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). Phenomenological Initiative in the Design Program of a Modern Architect
Предмет исследования в докладе — современная теория места в системе феноменологических исследований архитектуры.
Цель доклада — показать значимость теории места для архитектурной теории и практики XXI века.
Задачи — раскрыть смысл современного этапа теории места; показать возможности компромисса в сохранении духовного смысла места, а значит и дома человека, на фоне технологического совершенствования строительства.
Методы анализа — сопоставить современную теорию с прообразами глубокой истории мест обитания человека; показать примеры применения принципа «гений места» в современном проектировании.
Как рождается феноменологическая инициатива в проектной программе современного архитектора? Какие обстоятельства подсказывают архитектору выбор феноменологического основания при рождении конкретной проектной концепции?
Теоретические концепции места, возникшие в конце XX и начале XXI века — на фоне подъёма феноменологии и уважительного отношения к физической географии — способствовали подчеркиванию специфики пространственного человеческого опыта. И потому в ряде случаев сама современная проектная практика запрашивает поэтизированную сегодня идею гениус лоци, то есть идею уникального духа места.
Теория Места, если помнить о древнем жилище, предлагает архитектуре путь восстановления высокой значимости чувственного восприятия среды — идею, взошедшую как бы заново в XIX веке в эпоху романтизма, но потерянную к 1930–40-м годам в модернистских теориях, утверждающих прогресс, построенный на прямолинейном захвате любой территории для строительства. Теория Места смещает внимание в сторону чувственного «телесного начала» восприятия.
В настоящем докладе — вслед за норвежским теоретиком К. Норбергом-Шульцем, поднявшим древнеримскую тему «гения места», и поэтически развившим ее — поставлена задача рассмотреть философско-теоретическое современное восхождение проблемы места и показать значимость этой проблемы для сферы проектных замыслов, развивающих в той или иной форме концепцию «гения места».
Главная итоговая идея доклада — показать, что символизация положения человека в природном мире — важная задача архитектора, особенно сегодня, в технологически усложняющемся окружении.
Ради ясности понимания идеи места в современных условиях и ради уяснения характера работы архитектора в созидании не просто шаблона, а чувственного неповторимого феномена среды, рассмотрена проектная практика одной из высоко творческих архитектурных российских мастерских — московского бюро «АТРИУМ», для тактики которой характерна высокая интеллектуальная интуиция. Рассмотрен проект бюро по созданию сверхсовременного общественного центра молодёжи в городе Якутск — парк «САХА-Z». При высоко современном уровне замысла проект воплощает специфику уникальной территории и природы современной Якутии, глубокое понимание ценности исторических традиций. Программа проекта сопоставлена и с идеей «гения места», и одновременно с особенностями характера якутов, сохраняющих традиции и уважающих природную специфику места. Анализ конкретного проекта позволил доказать:
– современная архитектура способна артикулировать неповторимое экзистенциальное пространство;
–символизация уникального положения человека в природном и социальном мире при тонком отношении к традициям остается одной из важнейших задач архитектуры.
Исследование выполнено за счёт средств Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 гг. в рамках Плана фундаментальных научных исследований Минстроя России и РААСН, тема «От классицизма к цифровой архитектуре. Гуманитарное и технологическое в теоретических концепциях архитектуры XVIII–XXI веков».
Настроение, атмосфера, гений места, теория места, Кристиан Норберг-Шульц, АТРИУМ, Якутия
mood, atmosphere, genius loci, theory of a place, Christian Norberg-Schulz, ATRIUM, Yakutia