Актуальные проблемы теории и истории искусства

ЕРШОВ ГЛЕБ ЮРЬЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). О специфике понятия «жизнь» в теории русского авангарда

 GLEB ERSHOV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). On the Specific of “Life” Conception in Theory of Russian Avant-Garde

Полнота бытия, жизнь в ее сущностном, онтологическом статусе, — наконец-то могущие быть обретенными в искусстве авангарда, декларируется и осмысляется самими художниками, и теоретиками как некие базовые основания их деятельности, направленной на кардинальное переустройство мира. В лексиконе текстов К. Малевича, П. Филонова, М. Матюшина (писем, манифестов, деклараций, теоретических положений и статей) есть слова, наделенные сверх ценностными качествами. Даже там, где эти слова не используются, они подразумеваются, «слышны» за размышлениями и утверждениями в отстаивании собственных методов и установок на путях нового искусства. Это «жизнь», «органический», «природа», «реальность» причем в их «подлинном» значении, как настаивают русские футуристы.

Органицизм художественных концепций в русском авангарде, так же, как стремление к обнаружению некоего тайного закона рождения жизни всех форм, с помощью которого можно повысить их энергийность, жизненную силу, может быть поняты как краеугольный камень того грандиозного проекта по всеохватной переделке мира и человека, который лежал в основе их деятельности. Философия жизни предполагала преодоление разрыва между искусством и миром природы, снятию пространственно-временных границ и создание некоего глобального континуума, в котором творящему началу формы будут присущи онтологические свойства. Сообразно этим базовым интенциям в авангарде сформировалась и теоретическая мысль того времени — отстаивание Н. Пуниным особого пути конструктивизма В. Татлина, взгляды русских формалистов. В свою очередь, в авангарде утвердилась и своеобразная почвенная сила именно русского искусства, что привело к традиции осмысления его феноменов с использованием бинарных оппозиций: организм — механизм, органическое — механистическое; живое — мертвое; природа — цивилизация; Восток — Запад; стихийность — упорядоченность; наивность — искушенность; подлинность, истинность — вторичность, ложность; здоровье, сила — болезненность, слабость. В этой парадигме осмысления авангарда России с ее особым типом культурного кода отводилось особенное место рождения подлинного, жизненного искусства, отличного, при всей его схожести, от Запада.

Представляется важным рассмотреть витализм и жизненность, органицизм и апеллирование к жизненным силам природы в связи с марксистскими воззрениями на революционное и активистское начало в освоении мира, а также другими философскими воззрениями, представленными именами Ф. Ницше и А. Бергсона. От создания корпуса теоретических текстов 1910–20-х годов, с их явной и скрытой апологетикой авангарда как жизнестроительного проекта, можно проложить мостик к сложившейся в отечественном искусствознании с 1960–70-х годов линии его осмысления как «органического направления».

русский авангард, жизнь, органический, витализм

Russian Avant-garde, Life, organic, vitality