КОЛГАНОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА (Российский институт истории искусств, Российская Федерация). Г. Гидони: экслибрис К. Малевича (1926 г.).
OLGA KOLGANOVA (Russian Institute of History of Arts, Russian Federation). Russian Institute of History of Arts Gregorie Gidoni: Ex Libris of Kazimir Malevich (1926)
Одной из сфер деятельности художника и изобретателя Григория Гидони (1895–1937) было создание экслибрисов. Самый ранний из них был изготовлен им, по всей видимости, для отца — Иосифа Хаимовича Гидони (1915). Самый поздний — для Ленинградского дома ученых (1935 г.). В целом Гидони создал более 40 экслибрисов в техниках цинкографии, ксилографии, автотипии и сочетании цинкографии и автотипии. Многие из них хранятся в частных и государственных коллекциях, а также представлены в изданной автором на собственные средства книге «Портретно и[ко]нографические книжные знаки Г. И. Гидони» (Л., 1934). Большое количество гидониевских книжных знаков и их вариантов (76 шт.) содержится в коллекции Е. А. Розенбладта (Рукописный отдел Российской библиотеки академии наук. Шифр Аа 12) и в Ярославском художественном музее.
Экслибрис Казимира Малевича был создан в 1926 г. в технике цинкографии. Единственное его изображение находим лишь в упомянутой книге. Вероятно, Гидони хотел преподнести эту работу Малевичу в качестве подарка. Из архивных документов известно, что осенью 1926 г. Гидони и скульптор Н. Могилевский были у художника и демонстрировали ему модель Светопямятника десятилетию Октябрьской революции. Гидони предлагал Малевичу сотрудничество, но от участия в работе над Светопамятником ему было отказано (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга. Ф. 283 оп. 2. Д. 1795. Л. 85).
Экслибрис представляет собой сочетание старого и нового стиля в искусстве. В его композиции использованы с одной стороны — геометрические фигуры (черные круги, квадрат, вытянутые прямоугольники), а также изображение архитектона, с другой — классические архитектурные формы, книга с намеком на авторство Витрувия, опрокинутая ваза с цветами и др. элементы. Условная «классика» как бы помещена в перевернутую стеклянную колбу или лампу, левая сторона которой оформлена подобно шестерне, правая — подобно виньетке из листов бумаги. Над всем этим возвышается архитектон, от которого исходят лучи света.
Практически всю свою жизнь Гидони посвятил реализации своих проектов в области Искусства света и цвета (светомузыки и светооткестра, светотеатра и светодекламации, светоархитектуры и светоскульптуры). «Старая живопись умерла! Да здравствует новая живопись — Искусство Света и Цвета!» — таким был его лозунг в конце 1920-х годов. Творчество Гидони в данной области в какой-то степени было созвучно идеям Малевича. Неизвестно, видел ли этот экслибрис его предполагаемый владелец. Сложно представить художника, использующего в своей библиотеке экслибрис, созданный не им самим. В творчестве Гидони, помимо автоэкслириса, книжный знак исполненный для другого художника, есть только один.
Обращение Гидони к творчеству Малевича в российской экcлибристике не единично. К примеру, в 1924 г. ближайший ученик Малевича Илья Чашник исполнил экслибрис для библиотеки известного коллекционера и библиофила П. В. Губара. Книжный знак не был посвящен Малевичу, но был выполнен в супрематическом стиле. В 1980-е годы в память о Малевиче художник Н. Бондаренко создал экслибрисы для библиотек С. Побожия и А. Шумова. На 36-м Всемирном конгрессе экслибрисов в 2016 г. за подписью «Н. О.» была представлена работа 1989 г. — Kazimir Malevich. In memoriam. Все эти книжные знаки, включая экслибрис, исполненный Гидони, в какой-то степени символизируют супрематизм Малевича.
Г. Гидони, К. Малевич, экслибрис К. Малевича, супрематизм, архитектон, Искусство света и цвета
G. Gidoni, K. Malevich, Exlibris of K. Malevich, Suprematism, arkhitekton, Art of light and color