МАНУЧАРОВА ДАРЬЯ (Государственная Третьяковская галерея, Российская Федерация). К вопросу об истории группы по изучению творчества М.А. Врубеля при Кабинете Секции Пространственных Искусств ГАХН
DARIA MANUCHAROVA (The State Tretyakov Gallery, Russian Federation). Mikhail Vrubel’s Oeuvre Study Group at the State Academy of Artistic Sciences
Группа по изучению творчества М.А. Врубеля была создана в Государственной академии художественных наук по инициативе Н.М. Тарабукина в 1928 году. Она просуществовала меньше года, и, тем не менее, за короткий срок ее участниками была проделана работа, результаты которой оказали серьезное влияние на дальнейшую историю изучения наследия и биографии Врубеля.
В докладе впервые затрагиваются основные вопросы, связанные с деятельностью Группы. Благодаря изучению документов из фонда ГАХН в РГАЛИ, отдела рукописей Третьяковской галереи, и книги Тарабукина «Михаил Александрович Врубель» (М., 1974) удалось выяснить, в чем заключается новизна подхода участников Группы по сравнению с предыдущими исследователями творчества художника, каковы главные итоги ее деятельности и почему она была ликвидирована так скоро.
Участники Группы занимались разработкой методик изучения жизни и творчества художника, сбором материалов «иконографического, биографического, библиографического характера». Многие вопросы, обсуждавшиеся на заседаниях Группы, до сих пор не разрешены и нуждаются в переосмыслении сегодня, с новой точки зрения. К их числу относятся проблемы соотношения религиозного и демонического начал в творчестве Врубеля, психологии цвета его живописных и майоликовых произведений, определения их стилистической принадлежности, вопрос о принципиальных различиях художественного метода Врубеля и кубистов при очевидном сходстве формальных приемов.
В работе Группы принимали активное участие: историк искусства Д.С. Недович, художники М.Ф. Шемякин и Л.А. Никитин, сотрудник Третьяковской галереи Ю.Д. Соколов, психологи Н.А. Черникова и Г.И. Челпанов, исследователь творчества А.А. Блока В.Д. Измаильская. В докладах и выступлениях оппонентов на заседаниях Группы предлагались новые подходы к изучению биографии и художественного наследия Врубеля, обогащенные методами разных областей знаний. Деятельность Группы получила поддержку среди людей, знавших Врубеля лично: его сестры Анны Александровны, лечащих врачей И.Д. Ермакова, исследователя творчества душевнобольных, и Ф.А. Усольцева, выступившего с докладом на одном из заседаний.
Главным результатом деятельности Группы стала монография ее руководителя Тарабукина о Врубеле, изданная спустя много лет после расформирования ГАХН. В этой книге особое внимание уделено проблемам синтеза искусств, изучения творческого метода Врубеля и его сопоставления с художниками-авангардистами. Эти темы становились предметом горячих споров и живых обсуждений участников заседаний Группы. В докладе рассматривается, насколько последовательно в книге Тарабукина находят отражение идеи, впервые выдвинутые на заседаниях Группы. Прослеживается общность в использовании методов, терминов.
Работа группы по изучению творчества Врубеля представлена в докладе как важный этап осмысления наследия художника. Перспективны и сегодня намеченные ее участниками пути, такие как продолжение систематического сбора материалов, необходимых для уточнения сведений о жизни и произведениях Врубеля, серьезное изучение его творческого метода специалистами из разных сфер науки.
Государственная академия художественных наук, Михаил Врубель, Николай Тарабукин, Дмитрий Недович, формальный метод, реализм, демоническое
the State Academy of Artistic Sciences, Mikhail Vrubel, Nikolai Tarabukin, Dmitrii Nedovich, formal analysis, realism, the demonic