ШИК ИДА АЛЕКСАНДРОВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). «Кривое зеркало реальности»: искажения и телесные трансформации в фотографии XX в.
IDA SHIK (The State Hermitage Museum, Russian Federation). “False Mirror of Reality”: Distortions and Body Transformations in the 20th-Century Photography
Телесные трансформации — один из лейтмотивов искусства XX в., стремившегося как к радикальному реформированию собственного художественного языка, так и к рефлексии по поводу восприятия человеком самого себя и Другого. Фотография XX в. использует различные стратегии деконструкции конвенционального образа тела, в числе которых — искажение облика объекта, осуществляемое посредством применения кривых зеркал, широкоугольных объективов, манипуляций с фотоэмульсией, съемки в движении и других приемов.
Атакой на целостность, соразмерность и незыблемость форм человеческого тела является серия Андре Кертеша «Искажения» (1933), созданная с применением кривых зеркал. На снимках Кертеша женское тело непрерывно трансформируется, приобретая гипертрофированные и комические черты и становясь совершенно неузнаваемым. Близкие сюрреалистической эстетике, «Искажения» актуализируют такие концепции этого авангардного направления, как автоматизм и бесформенное, а также создают эффект жуткого, возникающего при встрече с зеркальным двойником, усиленный посредством зловещих метаморфоз его облика. Применение широкоугольного объектива при съемке ню позволяет Биллу Брандту создать эффект трансформации реальности, который всегда непредсказуем («Перспектива обнаженных», 1961).
Если объектом интереса Андре Кертеша и Билла Брандта является обнаженное женское тело, нередко трактованное фетишистски, то в постмодернистской фотографии происходит смещение в сторону исследования мужского тела, примером чего может служить серия автопортретов Лукаса Самараса «Фото-трансформации» (1973–1976). Созданные посредством различных манипуляций с влажной фотоэмульсией на полароидных снимках, «Фото-трансформации» напоминают галлюцинаторные видения, в которых тело постоянно мутирует, нередко приобретая отталкивающий облик (известный искусствовед Д. Каспит называл Самараса «мастером жуткого»). Исследующие индивидуальные и коллективные желания, страхи и фантазии, «Фото-трансформации» активно критикуют господствовавший в модернисткой американской фотографии канон straight photography, согласно которому любое внешнее вмешательство в фотообраз находится под запретом.
Серия снимков Фредерика Фонтенуа «Метаморфоз» (1988), вдохновленная «Искажениями» Андре Кертеша и «Анатомией образа» Ганса Беллмера, демонстрирует обнаженное тело фотографа, снятое в движении на фоне природных ландшафтов. Оно постоянно удваивается и размывается, приобретая близкую животной форму, что позволяет фотографу исследовать взаимоотношения между человеческим и нечеловеческим, реальным и ирреальным. «Метаморфозы» — это своеобразная постсюрреалистическая рефлексия о месте человека в природном мире.
Искажения и телесные трансформации демонстрируют безграничность творческих возможностей фотографического медиума: одно и то же тело может меняться бесконечное количество раз, становиться совершенно любым, не переставая удивлять зрителя. В то же время они ставят под вопрос саму его природу: фотография есть «зеркало с памятью», но порой — это кривое зеркало, радикально подрывающее стратегии привычного видения.
фотография, искусство XX в., фотоманипуляции, искажения, телесные трансформации, Андре Кертеш, Билл Брандт, Лукас Самарас, Фредерик Фонтенуа
photography, art of the 20th century, photo manipulations, distortions, body tranformations, André Kertész, Bill Brandt, Lucas Samaras, Frédéric Fontenoy