Актуальные проблемы теории и истории искусства

СУВОРОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА (Пермский государственный национальный исследовательский университет, Российская Федерация). Наивное искусство эпохи «застоя» и постсоветского периода: между конформностью и нон-конформизмом

ANNA SUVOROVA (Perm State University, Russian Federation). Late Soviet and Post-Soviet Naive Art: Between Conformity and Non-Conformity

Изменения тенденций искусства в Советском Союзе во многом зависели от дискурса власти, политических и социальных преобразований. Советское государство часто рассматривало искусство как средство идеологии, инструмент формирования сознания советского гражданина и воспитания «нового человека». Система самодеятельного искусства в СССР также была частью единой структуры советской культуры; системой, в которой художественное высказывание часто было обусловлено и / или преобразовано политическими и социальными целями страны.

Существует ряд закономерностей, регулирующих отношения между наивным (или, если говорить о формах институционализации, самодеятельным) искусством и властью. С одной стороны, логика наивного сознания соприкасается с мировоззрением советской идеологии. Советские идеологи создавали новую «советскую вселенную», следуя мифологическим моделям: было «начало новой эры» (Октябрьская революция), битва между добром и злом (коммунизмом и мировым империализмом), боги и титаны (политические лидеры и герои революции). Это архаичное мировоззрение, как предполагала идеология, хорошо вписывалось в мышление художников-самоучек. Картины наивных художников, впитавших в себя советские идеологические тексты, транслируют некий портрет «коллективного» человека. Мировоззрение «нового» человека, определяемое советской идеологией, развивалось по законам архаики, что находило отражение в произведениях самодеятельных и наивных художников советского периода.

В определенной степени концепция «нового мира», характерная для наивных художников, также близка к идеологическим принципам советского искусства. Формируя свои суверенные принципы, советский художественный проект стремился вырваться из мирового художественного контекста. Искусство передвижников в СССР было объявлено «величайшим художественным достижением» и стало стандартом в этом недавно разработанном кодексе искусства. «Новый мир» нужно было создать в физическом пространстве молодого советского государства, но больше всего его нужно было сформировать в сознании советских людей. Искусство, как профессиональное, так и любительское, стало одним из основных каналов передачи идей власти.

Размывание «советского проекта» в сфере искусства наиболее заметным становится в эпоху «застоя». Это находит отражение и в сфере самодеятельного и наивного искусства. В произведениях ряда самодеятельных и наивных художников этого времени можно наблюдать феномен роста значения ценностей индивидуализма и постепенного вытеснения доминирующего идеологического дискурса (подобные процессы в данный период развиваются и в профессиональном искусстве), а «большой нарратив» власти превращается в образы схематизированной, строго организованной утопии.

наивное искусство, самодеятельное искусство, советское искусство

naive art, amateur art, Soviet art