Актуальные проблемы теории и истории искусства

МАКЕЕВА СВЕТЛАНА ОЛЕГОВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Пространственные произведения Light and Space в контексте становления жанра инсталляции в 1960–1970-х гг.

SVETLANA MAKEEVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Works of Light and Space within the Framework of Installation Art Emergence in the 1960–1970s

В 1960–1970-х гг. происходило становление нового жанра, который впоследствии стал основополагающим для мирового современного искусства — инсталляции. Калифорнийское направление Light and Space, к которому относятся художники Роберт Ирвин, Майкл Ашер, Джеймс Таррелл, Дуг Уилер, Мария Нордман, Ларри Белл, Эрик Орр, Брюс Науман, представило свой узнаваемый вариант инсталляции, который резко выделялся на фоне других пространственных произведений этого периода, создаваемых на нью-йоркской или же европейской сцене. «Пустые» инсталляции Light and Space предполагают малозаметное изменение имеющегося помещения и обращают внимание зрителя на процесс его собственного восприятия, в то время как в качестве основного медиума используется свет. В определённой мере художники Light and Space отталкивались от знаковой экспозиции «Пустота» Ива Кляйна, которая была им известна. Однако пространственные работы Light and Space представляется более продуктивным рассматривать в общем проблемном поле становления инсталляции в 1960–1970-х гг. — в частности, в свете характерного для 1960-х гг. увлечения феноменологией Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти. Кроме того, интересно проследить процесс того, как художники Light and Space постепенно переходили к работе с новым жанром инсталляции от живописи через объект, что соотносится с творческим путем целого ряда первопроходцев инсталляции: Аллана Капроу, Даниеля Бюрена и других. Помимо этого, на принципы построения инсталляций Light and Space существенное влияние оказало то, что его ведущие представители живо интересовались когнитивными науками, нацеленными на изучение механизмов восприятия, а также свето- и звуконепроницаемыми камерами, в которых побывали многие художники этого направления. Учитывая названные внешние и внутренние факторы, мы рассмотрим работы Роберта Ирвина и Брюса Наумана — двух представителей Light and Space, в творчестве которых можно усмотреть как общность проблематики, так и разные подходы к её разработке — с целью выявить специфику их работы в медиуме инсталляции. Мы осветим связь инсталляций Ирвина и Наумана с их живописной практикой; то, как в этих произведениях используются свет и цвет; наконец, то, как интерес художников к феноменологии определил механизм воздействия данных инсталляций на зрителя.

инсталляция, живопись, объект, феноменология, восприятие, Light and Space, Роберт Ирвин, Брюс Науман, 1960-е, 1970-е

installation, painting, object, phenomenology, perception, Light and Space, Robert Irwin, Bruce Nauman, 1960s, 1970s