СКОВОРОДНИКОВ ПЕТР ЮРЬЕВИЧ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация), СТАРУСЕВА-ПЕРШЕЕВА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Сетевое искусство в поле междисциплинарных художественных практик
PETR SKOVORODNIKOV (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation), ALEXANDRA STARUSEVA-PERSHEEVA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Network Art in the Field of Interdisciplinary Art Practices
Термин «Сетевое искусство» маркирует тот вид медиа-искусства, которое использует в качестве основного средства выражения среды глобальной сети Интернет. В рамках сетевого искусства создаются креативные виртуальные пространства, являющиеся площадкой для неформального взаимодействия художников, теоретиков и зрителей как субъектов сегодняшнего коммуникационного общества. Как отмечал Лев Манович, цифровые технологии изменили не только «ландшафт» в поле современного искусства, и но саму суть медиа, которые в некоторой степени утрачивают свою специфичность, преобразовываясь в ряды нолей и единиц внутри цифровых интерфейсов. Будучи переведены в «цифру», живопись, скульптура, музыка, текст и другие формы произведения лишаются части изначально присущей им фактуры и приобретают новые качества, такие как модульность, вариативность, интерактивность и другие. Таким образом, сетевое искусство представляет собой интересный вариант знакового ансамбля, синтетического произведения, объединяющего фигуры более традиционных форм творчества и «геймифицирующего» их. Благодаря присущей сетевому пространству интерактивности происходит взаимодействие автора со зрителем, а также взаимодействие зрителей с автором или зрителей друг с другом, которое превращает восприятие произведения из пассивного смотрения или слушания в активное взаимодействие с созданной художником виртуальной средой.
Можно выделить следующие характерные типы интерактивных сетевых произведений, в которых переосмысливаются традиционные медиа:
1. Буквенно-цифровые произведения (ASCII-графика).
2. Графика и мультимедиа.
3. Flash-анимация.
4. Веб-комиксы.
5. Веб-кино.
6. 3D-скульптура и виртуальная реальность.
7. Произведения в социальных сетях.
8. Сетевое музыкальное искусство.
В рамках сетевого искусства существуют цифровые проекции большинства видов классического искусства, которые возможно изучать через призму разных направлений искусства. При этом данные проекции зависимы от развития компьютерных технологий и социальных явлений в сети Интернет. При рассмотрении произведений сетевого искусства прослеживается связь с разными видами искусства, поэтому для изучения сетевых произведений требуется междисциплинарного подход.
Одним из таких произведений стало произведение Ольги Лялиной «My Boyfriend Came Back From The War», которое использует графические изображение и распространенную в то время технологию Frame, позволяющую обновлять отдельные части страницы сайта в зависимости от действий пользователя. Это позволило реализовать интерактивность и нелинейное повествование сюжета, так как сюжет менялся в зависимости от действий пользователя.
Таким образом, интерактивность позволяет зрителям-пользователям взаимодействовать друг с другом в то же время модифицируя саму виртуальную среду произведения. Многие интересные проекты сегодня создаются не в формате сайтов или отдельных объектов, а посредством внедрения в ткань социальных сетей и организации нестандартных форм коммуникации. Важной особенностью сетевого искусства является то, что художник, создавая произведение, может не знать, как оно будет выглядеть по прошествии времени, в условиях сети оно может непредсказуемым образом видоизменяться и развиваться. Зритель-пользователь здесь оказывается не пассивным реципиентом, а активным соучастником, искусство же приобретает отчетливую процессуальную доминанту.
Сетевое искусство начинает свою историю от простых буквенно-цифровых конструкций, и быстро развиваясь, сегодня уже приобретает сложные гибридные формы, в которых соединяются самые разные медиа, в том числе и объекты, существующие вне сети (характерным примером являются так называемые «игры в альтернативной реальности»). Соответственно, есть необходимость в выработке новых критериев осмысления, описания и оценки феномена сетевого искусства как такового. Здесь должны объединяться методы классической теории искусства, теории медиа, а также культурологические, социологические и антропологические методики. В центре внимания на наш взгляд должны быть процессуальная и перформативная составляющие сетевого искусства, которое может принимать формы не только пространства для междисциплинарного эстетического эксперимента, но также «песочницы» для отработки инновационных сценариев социального взаимодействия или даже «альтернативной реальности» для переоценки существующих конвенций.
интерактивная среда, нет-арт, ASCII-графика, сетевое искусство, интерактивность, современное искусство, медиаарт
network art, net art, ASCII graphics, interactivity, new media art, contemporary art