Актуальные проблемы теории и истории искусства

СПИРИДОНОВА ВАСИЛИНА АНДРЕЕВНА (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российская Федерация). Образ Ленина: традиции «пересмешничества» или новый взгляд?

VASILINA SPIRIDONOVA (Saint Petersburg Academy of Arts, Russian Federation). Image of Lenin: Traditions of “Mockery” Or a New View?

Концептуальный «пересмешнический» (в определении отцов соц-арта Комара и Меламида) подход к изображению Ленина берет свое начало в 70-х гг. прошлого столетия. Параллельно ему образ вождя продолжает существовать и развиваться в «классических» формах живописи (станковая, монументальная и т.д.). Однако, в обоих случаях, номенклатурный, «идейный» образ Ленина постепенно начинает уступать формотворчеству. Одновременно со стилизацией изображения происходит максимальная автоматизация восприятия самого образа — превращения его в знак, «пустой» символ.

Одну из своих статей, касающихся эволюции образа Ленина в искусстве, Д.Е.Москвин озаглавил как «Долгая Лениниана». Действительно, ожидаемая в 90-е «деленинизация» так и не состоялась: «лениниана» продолжила существование в классической форме станковой композиции, но более всего — в концептуально-«пересмешнической». Доклад посвящен именно второму подходу к образу, а именно — некоторым аспектам его развития и преобразования в современных условиях.

К началу перестройки деформация образа Ленина, подхваченная у ряда «старших концептуалистов» (Комара и Меламида, Л. Сокова, И. Кабакова и др.), станет характерной чертой творчества группы «Синие носы», дуэта Шолохова-Курёхина, художников В. Мамышева-Монро, А. Косолапова и др. При этом идейная (даже политическая) составляющая образа Ленина будет окончательно выхолощена и подменена иронической/фольклорной составляющей.

В современной визуальной культуре образ Ленина живет разными способами (реклама, мемы, фейки и т.д.), но формообразующая линия при этом остается доминирующей —секрет успеха современного молодого художника кроется в верном выборе медиума (скотч-арт, пиксель-арт и т.д.). И все же возрождение образа вождя для некоторых художников постперестроечного поколения не кажется случайным. Д.Е. Москвин видит причину «затянувшейся ленинианы» в «повседневном взаимодействии с образом Ленина», которая ведет молодое поколение к своеобразному реинкарнированию образа «в новых контекстах и с новыми функциями». Образ Ленина ХХI века практически не исследован, что позволяет говорить об актуальности этой темы. Исследовательский интерес представляют, как уже ставшая классической в искусствознании тема «ленинианы» (в ее развитии в 1990–2000-х гг.), так и непосредственное обращение к творчеству молодых художников, чьи имена только начинают фигурировать в пространстве современного искусства. В данном докладе представлена попытка увидеть в творчестве некоторых из них (Маяны Насыбулловой, Ивана Тузова, авторов проекта «Ленинский трип») нечто большее, чем внешнюю вторичность концептуальных образов вождя предыдущих годов, а именно: новую формацию взаимодействия коллективного и собственного прошлого, которую и маркирует образ Ленина.

Прямое сравнение проектов «новой ленинианы» молодого-старшего поколения (1980–90-е и 2000-е) позволило выявить их взаимовлияние и раскрыть новую концепцию мировоззрения молодых художников, которую автор заключил в понятие «постперестроечное ностальгическое мифотворчество».

Ленин, Лениниана, искусство 1990–2000х, Маяна Насыбуллова, Иван Тузов, постперестроечное ностальгическое мифотворчество

Lenin, Leniniana, art of the 1990–2000s, Mayana Nasybullova, Ivan Tuzov, post-perestroika nostalgic myth-making