Актуальные проблемы теории и истории искусства

БАТЮК ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Фигуративные мотивы в творчестве Петра Дика

GALINA BATYUK (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). Figurative Motives in the Work of Peter Dick

Графика Петра Дика (1939–2002) хранится в ведущих музеях России, а его творчество, попавшее в поле зрения художественной критики уже в начале 1980-х, тем не менее, продолжает нуждаться в интерпретации. Несмотря на то, что исследователи выделяли отдельные мотивы в творчестве Дика в целом, непосредственно фигуративные композиции с точки зрения их типологичности не рассматривались.

Наследие Петра Дика включает пейзажи, фигуративные композиции, абстракции. Целью данной работы является изучение фигуративных мотивов с точки зрения их типологичности в рамках авторской иконографии и включенности в культурный контекст. Задачами работы являются:

1.         Систематизация основных типов фигуративных мотивов;

2.         Контекстуализация творчества в рамках диалога с различными традициями;

3.         Попытка интерпретации затронутых мотивов в контексте их взаимодействия с фактами биографии автора.

В рамках работы применялись такие методы, как иконографический, сравнительно-типологический и элементы иконологического.

Основная единица пластического языка художника — антропоморфная фигура, состоящая из геометризированных элементов. Несмотря на то, что визуально Дик может казаться близким кругу Малевича (прежде всего, крестьянским мотивам Н. Суетина и К. Рождественского), сходство является скорее формальным, чем содержательным. Художник не детализирует фигуры и черты лица, как бы используя их для проекции универсалий, не нуждающихся в конкретизации.

Одним из наиболее важным в творчестве Петра Дика типом является композиция, содержащая две антропоморфные фигуры. Если более ранний Дик пытается придерживаться сюжетной обусловленности (например, прогулка), то впоследствии фигуры комбинируются без какой-либо нарративной мотивировки. Часто в подобных композициях прочитывается мотив дружбы, сестринства или иных родственных отношений, которые можно рассматривать в контексте неоромантической трактовки. Кроме того, некоторые фигуры отчасти напоминают мотивы предстояния святых, что коррелирует с увлечением художника древнерусским искусством и его вниманием к проблематике света и светоносности. Помимо парных антропоморфных фигур, автор также обращается и к одиночным фигуративным мотивам. Они, как правило, также содержат в себе мотив предстояния или созерцания, возможно, некоего идеального мира.

В творчестве Дика также отчетливо прослеживается тип многофигурных композиций, которые моделируются художником из набора унифицированных фигур. В статичных композициях подобного рода выявляется и уже упомянутая тема созерцания, и тема учительства, наставничества. В динамичных вариантах можно увидеть мотив странничества, паломничества и, возможно, похоронной процессии.

Автор взаимодействует с различными традициями: это и затронутая средневековая христианская традиция, которая находит также идеологический отклик у автора, и метафизические натюрморты Моранди (порой Дик оперирует фигурами, как Моранди сосудами). Важно отметить среду, в которую художник помещает фигуры — это крайне упрощенный пейзаж, состоящий из двух полос, отсылающий к биографическим воспоминаниям Дика о «степном Алтае». Безусловно (и художник сам это признает), отдельные мотивы (например, отчужденности) соотносимы с воспоминаниями о травмирующем опыте его биографии.

Петр Дик, графика, пастель, фигуративные мотивы

Peter Dick, graphics, pastels, figurative motives