ДЕМЕНОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Российская Федерация). Значение текста Чже Цонкапы, посвященного наставлениям художников в исследованиях по буддийскому искусству
VICTORIA DEMENOVA (Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russian Federation). Significance of Lama Tsonkapa’s Text about Instructions for Artists in Buddhist’s Art Research
Как известно, отсутствие теории искусства в буддизме, как ее понимают китайская традиция трактатов или западная искусствоведческая наука связано с тем, что искусство как таковое для буддизма не существовало вне контекста религиозной доктрины; оно являлось частью сакрального процесса. Как феномен и как понятие оно не было отделено от аспектов познания, пути, являясь их составной частью. Об известном синкретизме, связанности, нерасчлененности отдельных видов познавательной деятельности говорит и тот факт, что трактаты по искусству входили в свод научных трактатов, так же как трактаты по медицине или философии. Например К.М. Герасимова, описывая тибетский средневековый трактат по медицине «Голубой берилл», отмечает, что иллюстрации к нему были созданы профессиональными тибетскими художниками из духовного сословия, а сам текст также может быть рассмотрен в том числе и как памятник изобразительного искусства. Единственным трактатом внутри направления гелуг, который непосредственно посвящен наставлениям художникам, и который до сих пор используется современными мастерами, является трактат Ламы Цонкапы, переведенный с тибетского в 1977 г. Е.Д. Огневой. Описывая вступительную хвалу к основной части текста Цзонхавы, Е.Д. Огнева говорит: «Данный текст имеет отношение к изобразительному искусству, т.к. в нем упоминаются имена Манджушригоши и Вишвакармана – небесного художника, а искусство в целом определяется как форма существования Абсолютной реальности». Эквивалентом слова «искусство» и основным предметом описания в тексте Цзонхавы выступает понятие «изображение», выраженное термином «кусук» (тиб.). Изображение рассматривается с трех позиций: как нечто, с помощью чего познается и проявляется Абсолют; с позиции теории изобразительных искусств и научного подхода; как нечто, что может способствовать «накоплению заслуг». Однако отметим, что понятие "Абсолютной реальности", так часто используемое искусствоведами, и нами в том числе для описания особенностей теоретических взглядов буддийской традиции на искусство, внутри самой буддийской традиции не имеет смысла и не используется. В связи с чем встает серьезный теоретический вопрос и необходимость пересмотра искусствоведческой терминологии описания постулатов данного трактата, представляющего несомненную ценность, в том числе, для изучения буддийского искусства, о чем и пойдет речь в докладе.
теория искусства, буддийское искусство, Лама Цзонкапа, тхангка, тибетское искусство
theory of arts, Buddhist art, Tibetan art, Lama Tsonkapa, thangka