ЗАГИРОВА ГУЗЕЛЬ ИЛЬДАРОВНА (Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Российская Федерация). Изображение лотоса в стуковом декоре Средней Азии периода раннего ислама
GUZEL ZAGIROVA (State Institute of Art Studies, Moscow, Russian Federation) Stucco Lotus Images in Early Islamic Architecture of Central Asia
Архитектурная декорация сасанидского Ирана широко представлена в технике резного стука. Последний получает распространение и в Средней Азии, включая большое число растительных мотивов. К их числу относится изображение Лотоса. Мотив восходит к Ахеменидскому Ирану, переосмысливается и остается едва ли основным при Сасанидах, прослеживается в стуковом декоре Аббасидов и Омейядов. Теме преемственности сасанидской и раннеисламской орнаментики посвящено много исследований. Однако они исключают из поля зрения памятники Средней Азии (проблематика). Цель – проследить применение сасанидской иконографии Лотоса в стуке Средней Азии периода раннего ислама, описать варианты мотива, его соответствие ранее классифицированным в других регионах.
Методология: исторический и описательный подход. Задачи: определить памятники, собрать изображения Лотоса (сбор данных) в стуке Сасанидов V–VI вв. (Тепе Милл (Рей), Тепе Гиссар (Дамган), Киш и Ктесифон); Омейядов и Аббасидов VIII–XII вв. (Каср аль-Хейр аль-Гарби, Хирбет аль-Мафджар, Самарра, панели из Ракки, Рея, Нишапура (Тепе Мадрасе, Сабз-Пушан), мечети Ну-Гумбед в Балхе, в Сеймерре, в Наине); и среднеазиатских династий X–XII вв. (мечети Магак-и ‘аттари, Шир-Кабир (или Мешхед-и-Мисриан), Афрасиаб, дворцы в Термезе и Хульбуке, усадьба в Сайеде, Рабат-и Малик).
Проведен анализ формальных характеристик орнамента по 21 памятнику: масштаб, пропорции, толщина линии, виды завитков, техника резьбы (анализ данных), —сопоставлены по регионам (Средняя Азия и Ближний Восток) и хронологии.
Анализ показывает, что для раннеисламских памятников Средней Азии характерно следующее:
1. отказ от сасанидской традиции изображения Лотоса в качестве отдельно стоящего при одновременном заимствовании традиции изображения его в качестве составной части в композиции Древа жизни (однако перемещается из центральной композиции во фриз);
2. упрощение Лотоса до цветков семейства лилейных в каймах, фризах, полуколонках;
3. применение многокомпонентных фантазийных растениий, которые появляются в результате слияния мотивов Лотоса с акантом, почкой, шишкой и при трансформации Лотоса в пальметту, лилию, фантазийный стебель (благодаря синкретизму как главной черте сасанидского орнамента);
4.следование традиции многослойной структуры узора благодаря высокому рельефу, этой задаче отвечала пластичность материала, который накладывался и прорезался в несколько слоев;
5. изменение формы, когда глубокая чашечка прицветника, развитая при Сасанидах, в раннеисламский период отделяется от венчика и трактуется как окружающие листья, которые превращается в волюты и буты;
6. отказ от необычности сасанидской пластики (с характерным утолщением лепестков, стеблей, добавлением бахромы) в сторону предельной схематизации, графичности, скупости линий.
Выводы: во дворце бухарских правителей в Варахше VIII в., считающегося памятником согдийского стука, в немногочисленных стуковых фрагментах с Лотосом угадывается прямое заимствование сасанидской иконографии. В целом ряде памятников IX–XI вв. мотив в схематичной форме в виде цветка из семейства лилейных размещается во второстепенных частях композиции (Шир-Кабир, Афрасиаб), или заключается в геометрическую форму — медальон (в Сайеде). Тенденция к схематизации завершается к XII в., когда цветок Лотоса обозначается лишь скупыми графическими линиями резца в неглубокой резьбе, ботаническая натуралистичность исчезает, бутон и стебель не соединяется через завиток, элементы узора определяются геометрическими формами (Термез).
архитектурный орнамент Средней Азии, Афрасиаб, ганч, лотос, Магак-и ‘аттари, Рабат-и Малик, Сайед, сасанидский орнамент, стук, Термез, Хульбук, Шир-Кабир
Afrasiyab, architectural ornament of Central Asia, Hulbuk, Khuttal, lotus in stucco, Maghaki 'Attari, Ribat-i Malik, Sasanian ornament, Shir-Kebir, stucco decoration, stucco ornamnet, Termez