Актуальные проблемы теории и истории искусства

КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ОЛЕГОВИЧ (Государственный Русский музей, Российская Федерация). Архитектурно-пространственная метафора «корабль-государство» в XIX веке и «государственный романтизм» в архитектуре российского императора Николая I

SERGEI KUZNETSOV (State Russian Museum, Russian Federation). The Architectural-Spatial Metaphor “Ship-State” in the 19th Century and “State Romanticism” in the Architecture of the Russian Emperor Nicholas I

Михайловский замок, сооруженный императором Павлом I при участии архитекторов А.-Ф.-Г. Виоллье, В. Баженова и В. Бренны, последовательно реализовавших идеи монарха, к февралю 1801 г. и, соответственно, и нарочито, к началу XIX века, был призван более детально продемонстрировать властный сценарий монарха уже отчасти заявленный им во время коронации 1797 г. в Москве. Главным образом многосоставной резиденции, наряду с концепцией Нового Иерусалима и другими, являлся концепт «корабля-государства», сформулированный в античности, развитый в ренессансной культуре и активно использовавшийся в культуре петровского времени, когда строительство кораблей превратилось в элемент концепции новой России. Оставаясь в этой парадигме и реанимируя недостаточно репрезентативный в прежнее правление образ великого князя Павла Петровича как генерал-адмирала Российского флота Михайловский замок вовлекает в свой ансамбль близлежащие сооружения императора Петра (Летний дворец, Петропавловский собор), императрицы Анны Иоанновны (Пантелеймоновская церковь), а также корреспондирует с программой ансамбля Екатерины II (Чесма) в части борьбы за легитимность титула императора. Символом преемственности явился перенос в новую резиденцию ветрового прибора из кабинета Петра I Летнего дворца, который идентифицировался как корабль во многом благодаря этому прибору. Вынос храма архангела Михаила далеко за линию западного фасада, и помещение его в эту часть здания, а также постановка шпиля-мачты над алтарем внесли необходимый диссонанс в архитектурную гармонию здания для создания образа корабля. Этот образ был необходим для демонстрации приверженности владельца, претендовавшего на главенство в православной церкви, идиоме церкви воинствующей. В данном случае завоевание Константинополя трактуется как идея грядущего Воскресения России, путь к которому формулируется Михайловским замком. В соответствии с этим не Тронный, а Воскресенский зал представлял собой главное помещение, заключающее в шести картинах мифологическую историю государства. Скомпрометированный убийством владельца-капитана, замок был реабилитирован Коттеджем в петергофском парке Александрия на берегу Балтийского моря. Его устройство, с наличием Морского кабинета, апеллирует к петровским постройкам (в частности, к близлежащему Эрмитажу) и фиксирует факт пребывания владельца Николая I в парадигме отца, сохраненной матерью императрицей Марией Федоровной.

Создавая, в последующие годы, культ брата Александра как завоевателя Парижа, монарх начал свое правление оммажем Петру Великому через реанимацию концепции «корабль-государства» и, несмотря на создание ряда других образов, к примеру «конного рыцаря», оставался верен ей до конца правления, несмотря на приход индустриальной эпохи. Старинная формула была обогащена новыми, романтическими элементами, знаками которого были отсылки к литературным источникам в формировании культа «белой розы» — номинальной владелицы императрицы Александры Федоровны, произведения декоративно-прикладного искусства в неоготическом стиле и картина К. Д. Фридриха «На паруснике», связывающая Коттедж с современными ему художественными явлениями.

Михайловский замок, неоготика, Николай I, Петр Великий

St. Michail castle, Neogothic, Nicolay I, Peter the Great