ЧЕРНЫШЕВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Формирование популярной исторической культуры в России. Иллюстрации на сюжеты из отечественной истории в изданиях XIX века
MARIA CHERNYSHEVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Emergence of Popular Historical Culture in Russia. National History Illustrated in 19th-Century Publications
Доклад посвящен гравюрам на сюжеты из русской истории в изданиях 1830–1870-х гг. как важной визуальной составляющей исторической культуры России XIX в. Рассмотрено особое положение тиражируемых графических образов среди живописных и вербальных репрезентаций русской истории. Наибольшее внимание уделено изданию «Живописный Карамзин, или русская история в картинах» и его модернизированному аналогу «История России в картинах». Через сравнительный анализ изобразительного содержания этих богато проиллюстрированных публикаций прослежено изменение исторического сознания от дореформенной к пореформенной эпохе. Предложена типология новых исторических тем и смыслов, появляющихся в «Истории России в картинах», которые были недопустимы в публичном визуальном пространстве николаевского времени. Отмечено, что ключевую зону разногласий между «Живописным Карамзиным» и «Историей России в картинах» определяет фигура Ивана Грозного. Показано, что тиражирование исторических образов в гравюрах было фактором возрастания важности исторического знания в общественной и частной жизни, а также возникновения популярного, «массового» восприятия истории. Подчеркнуто, что выполняя просветительские и популяризаторские функции, историческая иллюстрация выступала и в другой значимой роли – как экспериментальное поле для визуализации новых исторических представлений, которые складывались в науке и беллетристике. Часто новые исторические сюжеты и идеи сначала проникали из историографии и литературы в гравюру и только потом переходили в живопись. В докладе сделан вывод, что в эпоху Николая I подобная зависимость исторических картин от имеющихся образцов, графических или живописных, была большей, чем во времена Александра II. А начиная с 1860-х гг. распространение живописных репрезентаций отечественной истории, которые не имели тематических прецедентов в изобразительном искусстве и руководствах для художников и возникали благодаря непосредственному, заинтересованному и индивидуальному изучению их авторами исторической литературы, стало одним из ключевых симптомов историзации художественного сознания.
На западноевропейском материале значение иллюстрированных исторических изданий в контексте исторической культуры XIX в. хорошо изучено, чего нельзя сказать о российском материале. Доклад, в частности, касается вопроса о том, насколько результаты зарубежных исследований западноевропейских исторических иллюстраций помогают нам понять специфику русской исторической иллюстрации XIX столетия.
русская историческая культура XIX в., русская визуальная культура XIX в., история России, репрезентация истории в России XIX в., иллюстрированные издания по истории в России XIX в.
Russian historical culture of the 19th century, Russian visual culture of the 19th century, history of Russia, representation of history in 19th-century Russia, illustrated history publications in 19th-century Russia