КАРПОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Российская Федерация). Художник и заказчик в русском искусстве конца XIX — начала ХХ вв. (на материале императорского портрета)
ALEKSANDR KARPOV (The Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Russian Federation). Artist and Commissioner in Russian Art of the End of 19th — Beginning of 20th Century (on Material of the Imperial Portrait)
Для современного исследователя русский императорский портрет представляет собой особый язык культуры, раскрывающий символическое представление о правителе, исторические и идеологические смыслы эпохи, особенности системы государственной власти и взаимоотношений монарха с подданными и т.д. В контексте же своего времени портрет русского императора выполнял несколько важных функций: репрезентативную, олицетворяя идею верховной власти как сакральной ценности; социальной памяти, являя собой образ монарха, метафорически соединяющего прошлое, настоящее и будущее.
Тема репрезентации русской императорской власти неоднократно привлекала внимание отечественных и зарубежных специалистов в разных исследовательских контекстах. Однако, исследование проблемы «художник и заказчик» на материале русского императорского портрет рубежа XIX–XX вв. позволяет раскрыть новые грани в формировании образов верховной власти, в особенности образа последнего русского императора Николая II.
Проблема художественного заказа в создании императорского портрета включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов: типология заказа; особенности художественного решения (изобразительного языка) и иконографии; формы (уровни) художественного заказа.
Анализируя типологию заказа, следует отметить, что в русском искусстве рубежа XIX–XX вв. сложились многообразные типы художественного заказа — государственный, включая императорский, ведомственный, общественный, частный. Представленная типология в полной мере справедлива и для императорского портрета.
В свою очередь, тип художественного заказа во многом предопределял иконографию и изобразительный язык императорского портрета. Среди иконографических типов императорского портрета в количественном отношении одно из первых мест занимал институциональный портрет. Чаще всего он создавался на основе «образцового» портрета, который отвечал требованиям и художественному вкусу заказчиков (самой власти, ее учреждений и институций, общественных организаций, частных лиц). Таковым образцовым портретом последнего русского императора Николая II стал портрет, созданный И.Е. Репиным.
Говоря об изобразительном языке императорского портрета, можно выделить следующие стилевые тенденции: академическую (Э.К. Липгарт, И.С. Галкин, Н.П. Богданов-Бельский), реалистическую (И.Е. Репин, А. Эдельфельт, А.В. Маковский) импрессионистическую (В.А. Серов), национально-романтическую (Б.М. Кустодиев), примитивистскую (монахиня Емелиана).
Кроме того, с особенностями заказа связана и практика использования фотографии при написании императорского портрета: фотография как основа для создания авторского повторения (В.А. Серов); как особый творческий прием (И.Е. Репин); как прямое воспроизведение фотографического изображения в живописном или графическом портрете (И.С. Галкин, М.В. Рундальцов); как основа создания портрета-вариации (К.Е. Маковский); как источник для создания тиражных императорских портретов.
Исследование проблемы «художник и заказчик» применительно к русскому императорскому портрету рубежа XIX–XX вв. позволило выделить несколько форм (уровней) художественного заказа: оригинальные, копийные и массовые (тиражные) портреты Николая II. Подобный ракурс исследования способствует более глубокому пониманию своеобразия взаимоотношений искусства и власти в дореволюционной России.
Русское искусство, художественный заказ, художественный рынок, императорский портрет, социальная история искусства, Николай II
Russian art, social history of art, portrait of an Emperor, art commission, art market, Nicholas II