Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТИМАШОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Проблема классификации портретов в русском костюме последней трети XVIII — первой трети XIX в.

SVETLANA TIMASHOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Portraits in Russian Dress of the Last Third of the 18th — the First Third of the 19th Century. The Problem of Classification

В докладе исследуются особенности репрезентации модели в национальном русском костюме в портретах рубежа XVIII–XIX веков, которые до сегодняшнего дня остаются недостаточно изученными. В портретах представителей разных слоёв общества в сарафанах и кокошниках, при внешнем сходстве отдельных элементов одежды, внутреннее содержание изображения зависит от множества факторов, выявление которых способствует верной интерпретации образа. Автором была предпринята попытка определить значение костюма модели в определённой культурной среде и конкретной исторической эпохе, для этого сформулирован ряд вопросов: каковы были особенности нарядов представителей разных сословий; каково было назначение костюма портретируемого (повседневная, церемониальная, маскарадная одежда); какую роль выполняют атрибуты, изображённые в портрете, в репрезентации модели. В данном контексте женский национальный наряд представлялся наиболее показательным материалом.

Для ответа на поставленные вопросы было собрано более 70 портретов последней трети XVIII — первой трети XIX века, находящихся в музеях и частных коллекциях России, Европы и США. Основываясь на изучении текстовых источников и изобразительных материалов, обстоятельств заказа и истории бытования произведений, выявленных предшествующими исследователями, автор классифицирует изображения по следующим признакам: сословная и профессиональная принадлежность модели, время и место создания, наличие в костюме модели элемента одежды обрядового значения, который мог использоваться как в народных обрядах, так и в придворных празднествах. Автор отмечает активное взаимодействие европейской и русской культур, имевшее место в период рубежа XVIII–XIX в. Это проявлялось во многих сферах жизни: в искусстве (живопись, театр), политике (династические браки) и манере одеваться. В работе в том числе анализируются портреты, созданные в 1814–1818 годы в Великобритании, Франции и Пруссии иностранными художниками, изображающие модель в платье в русском стиле. Исследуется проявление модной тенденции «à la russe» и интерпретация европейскими мастерами русского сарафана.

В ходе исследования были выявлены лакуны в вопросе изучения внешнего вида придворного платья конца XVIII — начала XIX века. Важной представляется проблема классификации портретов дворянок в русском платье в виду отсутствия информации об обстоятельствах создания произведений и малоизученности придворных костюмов екатерининских времён. Полученные в ходе исследования выводы, а также собранные в единый каталог произведения искусства позволяют глубже проанализировать проблему национальной самоидентификации жителей Российской империи в пространстве изобразительного искусства в конце XVIII — начале XIX веков.

портрет, придворный костюм, русский костюм, купеческий портрет, самоидентификация, классификация портретов, русское искусство, европейское искусство

portrait, court dress, national costume, Russian dress, merchant’s portrait, self-identification, classification of the portraits, Russian art, European art

БЕЗМАТЕРОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российская Федерация). Картинная галерея В.А. Кокорева в контексте музейной практики в России XIX века

YULIYA BEZMATEROVA (Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov, Russian Federation). Vasily Kokorev Art Gallery in the Context of Museum Practice in Russia of the 19th Century

Крупный предприниматель из среды старообрядчества, купец и видный общественный деятель Василий Александрович Кокорев старался активно участвовать в культурной жизни Москвы. На волне общего интереса к коллекционированию в России (в середине XIX века появляются и расширяются собрания Д.П. Боткина, Е.И. Маковского, Е.Д. Тюрина, К.Т. Солдатенкова, А.И. Хлудова) В.А. Кокорев создает свою картинную галерею. Но, просуществовав всего несколько лет, он была на долгие годы забыта, и интерес к ней возрождается только в конце ХХ века.

Ряд исследователей, на основе изданного еще при жизни В.А. Кокорева каталога, привлек вопрос реконструкции состава коллекции. Однако архитектурному решению пространства музея и значению этого опыта в развитии музейного строительства и музейной практики в целом, внимание до сих пор не уделялось. Также не исследовался вопрос реконструкции точного месторасположения галереи. В настоящем сообщении автор ставит своей целью восполнить этот пробел. На основе карт в данном исследовании сделано предположение о местонахождении галереи в Хохловском переулке, общей форме здания и времени строительства.

Исследование музейной практики середины XIX века, воспоминаний современников и сведений о путешествиях В.А. Кокорева, позволяет выяснить характер ближайших прототипов здания галереи, к которым можно отнести Дрезденскую галерею и Пинакотеку в Мюнхене. Наличие у В.А. Кокорева помощника из музейной среды, которым, по нашему предположению, мог быть сотрудник Эрмитажа — А.О. Корицкий, также способствовало грамотной систематизации и развеске произведений.

Правила посещения галереи, носившие новаторский характер, также не стали до сих пор предметом анализа искусствоведов. В середине XIX века организаторы государственных и частных музеев, каждый для своего собственно учреждения, решают вопрос доступности музея. В.А. Кокорев находит для этого современное и практичное решение, установив не сословные ограничения, а плату за вход.

Одновременно он фактически превратил свою галерею в общедоступный культурный центр с лекторием, выступлениями Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.Н. Плещеева и даже своеобразным «музейным кафе», что выделяет ее на общем фоне музейной практики, как отечественной, так и европейской.

Таким образом, рассмотрение картинной галереи В.А. Кокорева в контексте времени и музейной практики, позволяет охарактеризовать ее специфическую организацию и поразительную новационность организационного решения. Галерея Кокорева явилась уникальным примером не только подхода к собиранию картин, но и организации музейного здания, а также создания музея как культурно-исторического и просветительского комплекса

искусство XIX века, картинная галерея, частное коллекционирование, музей XIX века, музейная архитектура

19th century art, private collection, museum architecture, art gallery, 19th-century museum

СОКОЛОВА КАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Архитектура в программе празднования 300-летия царствования Дома Романовых. Опыт реконструкции «протокураторской» концепции

КATERINA SOKOLOVA (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). Architecture in the Programme of Celebrating the 300th Anniversary of the House of Romanov. Experience of Reconstruction of “Proto-Сuratorial” Conception

Празднование в 1913 году 300-летия царствования Дома Романовых можно назвать самым масштабным мероприятием начала XX века в Российской Империи. Праздник, который планировался ни один год, охватывал практически все сферы жизни общества и оказал влияние на культуру и искусство и, несмотря на это, предстает сейчас обрывочными знаниями. Что стояло за решением о таком ходе мероприятий, какие цели преследовали организаторы, и каким образом велась разработка торжества — до сих пор нет исчерпывающего ответа на эти вопросы. Данное исследование — попытка найти ответ через призму современной практики кураторства с одновременной проработкой «протокураторских» аналогий. Принимая во внимание тот факт, что полного понимания хода всего мероприятия на данный момент не существует, нами был выбран один из многих аспектов деятельности специально созданного Комитета для подготовки торжеств, а именно архитектуры. Цель данной работы попытка объединить всё, что могло касаться архитектурного аспекта торжеств, а также попытаться найти предвестников кураторской работы в современном ее понимании в ходе разработки концепций торжества и сравнении празднования 300-летия Дома Романовых и его вновь выявленной неполной программы с общим контекстом выставочной деятельности Российской Империи того времени.

Архитектура, безусловно прошедшая все стадии «курирования», оказалась для правящей династии выгодным средством артикуляции идей объединения населения в единое русло лояльности власти. Строительство новых объектов, присвоение наименований старым и даже реставрация памятников архитектуры с обозначением «на честь 300-летия царствования Дома Романовых» выгодно выделяется на фоне остальных предпринятых мер сразу по нескольким причинам. Наиболее важно, что весь комплекс архитектурных решений был призван маркировать пространство города монархическими настроениями на годы вперёд, напоминая жителям городов раз за разом о «высочайших торжествах», подаривших новую гимназию или больницу. А также оказался удобным способом коммуникации регионов с центром — архитектура стала возможностью взаимовыгодных отношений, теперь для постройки требуемого социально важного объекта стоило лишь обозначить намерение назвать его «по-романовски» и выразить почтение губерний к власти, а власть получала объекты дополнительного влияния на местах.

В докладе рассматриваются три вида задействования архитектуры в торжественных событиях —первый и основной, здания, построенные специально к юбилейному году. Эта группа наиболее многочисленна и показательна. В ней сочетаются сразу два важных для анализа выставочных практик аспекта: это возможность проследить благодаря архивным источникам, способы организации строительства, а также их стилистическую составляющую. Вторая группа включает в себя здания и учреждения, которые носят «романовские» наименования, присвоенные им к 1913 году. Третий, самый немногочисленный — памятники, отреставрированные к юбилею.

Таким образом, все архитектурных решения выбранные Комитетом при планировании торжеств в данном исследовании берутся за единицу, и рассматриваются как часть пока еще неизвестной, общей «протокураторской» концепции торжеств, направленных на поддержание жизнеспособности национальной идеи, в которой 300-летие царствования Дома Романовых становится искусственно созданным оплотом

Российская Империя, архитектура, 300-летие Дома Романовых, протокураторство

Russian Empire, architecture, Romanov Tercentery, proto-curating