КОЛПАШНИКОВА ДАРЬЯ ДМИТРИЕВНА (Государственный музей-заповедник «Царицыно», Российская Федерация). Богородичные образы в творчестве Сассетты: некоторые иконографические особенности
DARIA KOLPASHNIKOVA (State Museum-Reserve “Tsaritsyno”, Russian Federation). “Madonnas” in the Art of Sassetta: Some Specific Features of Iconography
Стефано ди Джованни да Кортона (Cассетта), будучи представителем сиенской школы живописи, был воспитан на образах Девы Марии, созданных местными мастерами-тречентистами. Поклонение Богоматери обладало в Сиене исключительным значением, и художественные памятники «Золотого века» сиенского искусства – в первую очередь, «Маэсты», были окружены особым почитанием.
Однако к первой половине XV века даже в консервативной Сиене изменилась ситуация: после экономического и социального кризиса заказчики были готовы приобретать скорее камерные молитвенные образы – небольшие, для домашнего почитания, – а не парадные и торжественные. Сассетта, отвечая на запрос заказчиков, предложил различные вариации иконографии «Мадонна Смирение». Иконография предполагала изображение Девы Марии, сидящей на земле или на подушках с Младенцем на руках – кормящей Его или следящей за Сыном. Подобные изображения были внове для сиенского зрителя в начале кватроченто, хотя были заложены в традицию сиенского искусства еще Симоне Мартини. Образы Богоматери Смирение активно тиражировались в мастерской Сассетты – это позволяло обеспечить заказчиков образами стабильно высокого качества в достаточном количестве. Среди досок на этот сюжет, которые на данный момент атрибутированы как созданные Стефано ди Джованни, можно выделить несколько художественных почерков, провести между ними параллели и выделить различия, что подтверждает факт активной деятельности боттеги Сассетты – редкого, даже уникального явления для сиенской живописи первой половины кватроченто.
Кроме того, проанализировав несколько его досок, созданных в середине 1430-х годов, мы предположили, что они относились к единому домашнему полиптиху «Богоматерь Смирение со свв. Аполлонией и Маргаритой», который был, вероятно, заказан одной из представительниц знатных сиенских родов – произведению, ранее не известному исследователям.
Епископ Антонио Казини во второй половине 1430-х годов заказал у Сассетты алтарный образ «Богоматерь с черешней», который, как мы определили, должен был стать логическим продолжением посвящения его капеллы в соборе Гроссето – капеллы Распятия. В алтаре Казини Стефано ди Джованни объединил черты, характерные для двух наиболее важных для сиенского искусства иконографических решений – Маэсты, Мадонны на троне, и Богоматери Смирение, которая была фактически введена в местную традицию самим художником. Ягоды черешни в руках Матери и Сына, этот специфический атрибут, позволяют трактовать этот богородичный алтарь не как «Богоматерь Смирение», а как более драматический, преисполненный страстного звучания образ, где ягоды с их кроваво-красным соком становятся провозвестием грядущей Жертвы.
В своем творчестве Сассетта обращался к разным прочтениям образа Девы Марии, по-своему трактуя традиционные для Сиены сюжеты (такие, как «Благовещение», «Вознесение», «Коронование Марии»), а также он разработал новую иконографию «Мадонны Смирение», которая стала наиболее востребованным богородичным образом в Сиене на протяжении всего XV века.
сиенское искусство XV века, Сассетта, Стефано ди Джованни да Кортона, богородичные образы, иконография Богоматери
Sienese art of the 15th century, Sassetta, Stefano di Giovanni da Cortona, Marian imagery, iconography of Madonna