ДУНИНА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). Мастерские эпохи Возрождения и гуманистическое воспитание: новые параллели и изменение восприятия
MARIA DUNINA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). Renaissance Workshops and Humanistic Education: New Parallels and Changes in Perception
Гуманистическое образование и работа в художественной мастерской эпохи Ренессанса – две плоскости, на первый взгляд не имевшие прямого пересечения в XV-XVI вв. И изучаемые дисциплины, и цели у гуманиста и у живописца не были идентичными.
Традиционные подходы к изучению художественных мастерских как правило выделяли какие-то конкретные аспекты их существования. Так, школа знаточества уже с конца XIX в занималась постановкой вопроса атрибуции стиля мастерской как круга художников, не всегда связанных между собой. Приверженцы изучения истории искусства как истории идей видели в мастерской сообщество мастеров, разделявших идейные ценности. Социальная история искусств, напротив, рассматривает мастерскую как вполне конкретную группу, работавшую совместно. Наконец, современные технико-технологические исследования позволяют раскрыть секреты творческого процесса мастеров и их помощников.
На наш взгляд, наиболее интересные и новаторские мысли относительно ренессансных мастерских возникают сейчас на пересечении вышеуказанных подходов и с подключением новых проблем в исследовательский дискурс. В частности, может быть интересна проблема гуманистического воспитания, имеющая свою собственную сложную историю изучения от позитивистских подходов к идеализму, а затем и критической оценке.
Мы собираемся рассмотреть параллели между гуманистическими подходами к образованию и устройством живописных мастерских на примере Рима XVI столетия. Надо отметить, что на этот период оказал существенное влияние опыт педагогов, трудившихся еще в период Кватроченто. В этом отношении особый интерес среди гуманистов-воспитателей представляет Витторино да Фельтре, до 1446 г. руководивший мантуанской школой «Радостный дом». Особенно важно в контексте темы нашего исследования то, как он относился к природным склонностям и задаткам своих учеников, искал у каждого особенные склонности и способствовал их развитию. В мастерских Рима Чинквеченто многие из образовательных подходов гуманистов предшествующего столетия получили практическое воплощение в работе с подмастерьями и ассистентами. Например, это касается специализации мастеров на различных техниках и жанрах. Изменявшийся на протяжении столетия, этот подход сквозной нитью проходит через историю римских студий.
Связь между этими двумя явлениями будет продемонстрирована в нашем докладе.
Римское искусство, ренессансная мастерская, гуманистическое воспитание, Витторино да Фельтре, Рафаэль, историография, художественное образование
Roman art, Renaissance workshop, humanistic education, Vittorino da Feltre, Raphael, historiography, artistic education