ВОЛОСОВА ДАРЬЯ ВИКТОРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Зигмунд Гольбейн в мастерской брата — к вопросу разделения работ в мастерской Ганса Гольбейна
DARIA VOLOSOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Sigmund Holbein in Brother’s Workshop — on the Distinction of Works in the Workshop of Hans Holbein the Elder
Данный доклад посвящен творчеству Зигмунда Гольбейна (ок.1470-1540) — младшего брата знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего (ок.1465-1524) и дяди Ганса Гольбейна Младшего (ок. 1497-1543). В конце XV века Зигмунд работал в мастерской брата в Аугсбурге и принимал участие в создании больших заказов.
В то время как наследие наиболее ярких художников семьи Гольбейн, Ганса Гольбейна Старшего и Ганса Гольбейна Младшего, является хорошо изученным в европейском искусствознании, творчество Зигмунда остается загадкой ввиду немногочисленных исследований. Тем не менее, совершенно очевидно, что без понимания, какую роль в мастерской Ганса Гольбейна Старшего играл его младший брат, невозможно разрешить целый ряд атрибуционных вопросов, связанных с творчеством и Ганса Гольбейна-отца, и его сыновей. Нам представляется актуальным привлечь внимание к фигуре дяди Ганса Гольбейна Младшего – Зигмунда Гольбейна, и попытаться прояснить, как разделялись работы в мастерской Гольбейнов.
К сожалению, ни одна из работ Зигмунда не была подписана и не существует документов, подтверждающих его авторство. В докладе, основываясь на архивных документах, автор приводит биографические сведения, а также работы, приписываемые Зигмунду Гольбейну по стилистическим соображениям.
Например, в докладе будет рассмотрен приписываемый Зигмунду алтарь, который показывает «Страсти Христа» (Художественный музей Базеля, Национальный музей Варшавы). Предполагается, что изначально алтарь был двухстворчатым – на внешних створках были изображены «Бичевание» и «Коронование терновым венцом», а на внутренних – «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». Все доски относились к одному алтарю: у них совпадает размер, композиционные принципы и сюжеты. Важным открытием стала публикация пределлы этого алтаря на сайте аукционного дома «Сотбис», где в декабре 2018 года она была выставлена на торги. До этого местоположение пределлы было неизвестно, видимо, она находилась в частных руках. Пределла со сценой «Поругание Христа», впервые показанная широкой аудитории, позволяет делать новые выводы о художественном стиле Зигмунда Гольбейна.
Важной частью доклада будет демонстрация серии рисунков с изображением «Страстей» и «Жизни Марии» из собрания Отдела графики Художественного музея в Аугсбурге, которая приписывается Зигмунду. Интересно, что в отделе рисунков Государственного Эрмитажа был обнаружен рисунок «Смерть Марии», являющийся точным повторением аугсбургского рисунка. Существование схожего рисунка стало неожиданностью и для отечественных исследователей, и для исследователей в Аугсбурге. Единственное, что отличает рисунки – манера исполнения. Эрмитажный рисунок, на наш взгляд, был создан первым и является работой Ганса Гольбейна Старшего. Учитывая это, можно предположить, что вся серия, обнаруженная в Аугсбурге, по всей видимости, является предварительными разработками мастерской и восходит к рисункам Ганса Гольбейна Старшего. В докладе будет поднят вопрос, зачем была создана копия с рисунка, и как разделялись работы между сотрудниками мастерской.
Таким образом, целью доклада является попытка разобраться в особенностях работы живописных мастерских в Германии конца XV века и, пользуясь методами иконографического и стилистического анализа, представить творчество Зигмунда Гольбейна.
Гольбейн, мастерская Гольбейнов, Германия, эпоха Возрождения, XVI в., Зигмунд Гольбейн, атрибуция, XV в.
Holbein, Holbein’s workshop, Germany, Renaissance, 16th century, Sigmund Holbein, attribution, 15th century