Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТЕРЕХОВИЧ АЛЕКСАНДРА ВЛАДИСЛАВОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Художественные стратегии защиты и обновления религиозной живописи в Нидерландах эпохи Контреформации

ALEKSANDRA TEREKHOVICH (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Image Defense Strategies in Reformed Netherlandish Painting of the Counter-Reformation Era

Спор между католиками и протестантами о природе и назначении культовых образов и трагические события Иконоклазма 1566 года обусловили необходимость разработки убедительной теории религиозного образа. Анализ письменных источников показывает, что идея подражания природе нередко противопоставлялось концепции неоплатонической идеализации, привлекавшей антверпенских живописцев середины XVI столетия. «Идеализированный» реализм, который мог ассоциироваться с подозрениями в идолопоклоннической природе образа, не отвечал теологическим и художественным задачам второй половины XVI века. Следуя концепции «взгляда эпохи» Майкла Баксендолла, мы рассмотрим случаи иконографических экспериментов и стилистических нововведений живописи, связанных с мотивом телесности, которые могли отсылать образованного современника к спорам о легитимности религиозного искусства.

В основу нашего исследования легла гипотеза профессора Конрада Йонкхеере, согласно которой акцент на телесном несовершенстве святых стал сознательной стратегией обновления и защиты религиозного искусства в Нидерландах эпохи Контрреформации. Согласно Йонкхеере, демонстрация земной природы Св. Иеронима (Адриан Томас Кей, ок. 1570) и Св. Матфея (Франс Поурбус Старший, 1573), в том числе через изображение грязи под ногтями, не только снижала сакральный статус образов, но и подвергала сомнению авторитет написанных святыми текстов. Отдельное внимание мы уделим тенденции противопоставления живописи скульптуре, также идейно связанной со стратегией подчеркнутой телесности. Пренебрежительное отношение к мрамору, которое прослеживается не только в кальвинистских памфлетах, но католических трактатах второй половины столетия, отразилось в иконографических нововведениях, целью которых стало утверждение приоритета живописи через признание обманчивой природы скульптуры. Данная проблема будет проиллюстрирована работами Мартена ван Хемскерка и Адриана Томаса Кея.

Во второй части доклада мы обратимся к работам Питера Брейгеля Старшего и постараемся доказать, что Брейгель относился к художникам, вовлеченным в сложную полемику о природе культового образа. Следуя идеям Йонкхеере, мы проиллюстрируем гипотезу, согласно которой мастер сознательно использовал провокационную технику гризайли в произведении «Христос и грешница» (1565) для создания манифеста толерантности и защиты искусства. Обращаясь к образу младенца Иисуса в работе «Поклонение волхвов» (1564) мы рассмотрим мотив телесности в контексте идеи милосердия и критики произвола властей. Основываясь на выводах Лео Стейнберга об идейной связи гениталий Иисуса с догматом о Боговоплощении, мы проанализируем иконографические особенности работы, которые позволили усилить ощущение уязвимости плоти и вплести в образ рассуждения на тему споров о культовом искусстве. Особое внимание будет уделено акценту на символах смерти и мотиве смущения, подчеркивающих земную природу младенца. Мы полагаем, что наши рассуждения об образе Иисуса в работе Питера Брейгеля Старшего, вызванные убедительной гипотезой Конраада Йокхеере, могут быть интересны для дальнейших исследований генеалогии мотива телесности в контексте интеллектуальной культуры Нидерландов XVI столетия.

эпоха Контрреформации, спор об образах, тенденции десакрализации в религиозном искусстве, обнажённая натура в живописи XVI века, Питер Брейгель, Адриан Томас Кей, Франс Поурбус Старший

Counter-Reformation, the Image debate, tendencies of deserialization in religious art, nudity in 16th-century painting, Pieter Bruegel the Elder, Adrian Thomas Kay, Frans Pourbus the Elder