Актуальные проблемы теории и истории искусства

СМАГОЛЬ ОКСАНА СЕРГЕЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Ключевые проблемы изучения дворцовой архитектуры Болоньи эпохи Кватроченто на рубеже XX–XXI вв.: ретроспектива и перспективы

OXANA SMAGOL (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Key Aspects of Bologna Quattrocento Palaces’ Studies at the Turn of the 20th–21st Centuries: Retrospective and Prospects for the Problem

Вопрос исследовательских акцентов в общей картине истории изучения дворцовой архитектуры Болоньи эпохи Кватроченто представляется актуальным на фоне растущего интереса к региональным стилям эпохи Ренессанса в Италии. На рубеже XX–XXI в. в подходах к изучению болонских палаццо XV в. прослеживается ряд тенденций, выделяющихся на фоне предшествующих.

Среди них можно выделить три примечательных, выявление специфики которых в данном случае будет основной целью. Их можно условно определить как «ретроспективную», «монографическую» и «перспективную». Они подразумевают: 1) новое пристальное внимание к наследию региональных исследований эпохи позитивизма; 2) значительное расширение круга отдельных основательных монографий по конкретным памятникам, пересмотр прежних изданий и исправление ошибок; 3) рассмотрение художественных проблем болонской дворцовой архитектуры эпохи Кватроченто в расширенном общеевропейском контексте.

Во-первых, история изучения дворцовой архитектуры Болоньи Кватроченто в эпоху позитивизма сегодня предстаёт увиденной через призму современных исследований, что здесь подразумевает двойственность анализа. С одной стороны, это обращение непосредственно к раннему этапу (к обстоятельствам опыта исследований и публикаций рубежа XIX-XX в., их результатам, вопросу плохой сохранность архивных документов; архитектурным утратам XVIII-XIX вв.; к историческим причинам активного изучения памятников в эпоху Рисорджименто; также к деятельности художественной группы “Aemilia ars” (1898), подходам А. Руббиани (публикации в «Ла Паче») и в особенности Ф. Малагуцци Валери.

С другой стороны, здесь в пределах рассмотрения оказывается как само новое внимание к проделанной столетие назад работе, так и формы его проявления: 1) это общая оценка опытов систематизации знаний, выделение положительных и отрицательных сторон, анализ (А. М. Шанкен, В. Рубби). 2) новые, факсимильные издания текстов рубежа XIX-XX вв. о болонских дворцах.

Во-вторых, проблема расширения круга публикаций по отдельным памятникам (как публикации С. Беттини), связанная с обобщением накопленного знания и вариантов интерпретаций, не избегает тенденций так называемой социальной истории искусства; а также обнаруживает новаторство в переосмыслении прежних работ с целью реконструкции образа утраченной архитектуры (М. Т. Самбин Де Норчен, Р. Скофилд).

В-третьих, знаковым примером современной активизации научного интереса к проблематике образа болонского раннеренессансного дворца и анализа его в общеевропейском контексте является частная тема портика. Обобщение выявленных ранее особенностей конструктивного и художественного своеобразия болонского дворцового портика (Ф. Бокки, Р. Змурра) представляется как обусловленное актуальной потребностью научного обоснования особой его эстетической и исторической ценности в свете перспектив включения этой архитектурной формы в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Что порождает подход, сочетающий основательность фундаментальной науки с актуальностью практических целей.

Болонья, Ренессанс, архитектура палаццо   

Bologna, Renaissance, palazzi