Актуальные проблемы теории и истории искусства

СПИРГИС РОБЕРТ ВАЛТЕРОВИЧ (Институт истории Латвии при Латвийском Университете, Латвия). Растительный орнамент ливских овальных фибул конца XII–XIII вв. в контексте средневекового христианского искусства

ROBERTS SPIRĢIS (Institute of Latvian History at the University of Latvia, Latvia). Floral Design of the Liv Oval Brooches of the 12th–13th Centuries in the Context of the Medieval Christian Art

Как одну из самых главных особенностей материальной культуры ливов можно выделить продолжительное использование парных черепахообразных или овальных фибул, назначением которых было застегивание в плечах женского сарафана. До того как на рубеже X и XI вв. в низовье Даугавы создаются первые на месте изготовленные овальные фибулы, ливские женщины носили выполненные в скандинавском зверином стиле привозные образцы этого украшения. Новый поворот в ювелирном искусстве древних ливов наметился с появлением в середине XII в. фибул с растительным орнаментом. Вместе с овальными фибулами элементы растительного орнамента – такие как так называемые пальметты и листья аканта – начинают широко использоваться при оформлении цепедержателей, подвесок, поясной гарнитуры, оружия и других предметов.

Известно, что происхождение растительного орнамента надо искать на Востоке, и оно связано с символом райского сада. Эту идею переняло и христианское искусство. Нескончаемое переплетение дерева жизни, цветов, лавровых листьев и гроздей винограда символизировали устройство Царства Божьего или рая, в который попадут души праведных христиан после смерти.

Проведенное исследование иконографии ливских фибул позволяет придти к заключению, что семантика растительного орнамента здесь несколько сложнее и выходит за рамки простого отображения райских кущ. Поэтому предлагаемый реферат будет посвящен не только рассмотрению отдельных деталей, так называемых фибул с пальметтами. Исследование призвано раскрыть христианские сюжеты как местных украшений (символика Голгофы и пяти добродетелей), так и показать целенаправленность внедрения символики новой религии в декоре их скандинавских предшественников (изображение четырех Евангелистов, креста, рая и пут сатаны).

Выявленные византийские прототипы среди императорских регалий и в иконографии Богоматери помогают пролить свет на возможный контекст появления овальных фибул в Северной Европе и объяснить продолжительность использования этого вида украшений у ливов в Восточной Прибалтике.    

ливы, овальные фибулы, растительный орнамент, христианизация, символика

Livs, oval brooches, floral design, Christianization, symbolism