СЫЧЕВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА (МГУ имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Два маасских листа с ветхозаветными композициями в контексте актуальных исследований проблемы образца и копирования в романском искусстве
IULIIA SYCHEVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Two Mosan Leaves with the Old Testament Scenes in the Context of Current Studies of Models and Copying Processes in Romanesque Art
В Библиотеке Льежского университета и в Музее Виктории и Альберта хранятся два листа, созданных ок. 1150–1170 гг. и происходящих из маасского региона. Листы имеют схожую структуру: с двух сторон помещены по две ветхозаветных композиции. В листе Виттерт из Льежа (Université de Liège. Bibliothèque, Ms. 2613) с одной стороны в двух регистрах изображено Жертвоприношение Авраама, с другой – Благословение Иаковом Ефрема и Манассии (верхний регистр) и Благословение сыновей Иакова (нижний регистр). Лист из Лондона (Victoria and Albert Museum, Ms. 413) содержит следующие композиции: Приношения Каина и Авеля, Убийство Авеля, Встреча Авраама и Мелхиседека и Пленение Лота.
История изучения этих листов насчитывает более 100 лет, однако им не было посвящено ни одного специального исследования. Между тем, уже в 1930-е гг. был намечен интересующий нас аспект рассмотрения данных памятников – назначение листов. К. Узенер первым в 1933 г. выдвинул предположение, что лист из Льежа является фрагментом манускрипта, хранящегося в Гравюрном кабинете Государственных Музеев Берлина (Ms. Hs. 78 A6). Рукопись из Берлина содержит несколько листов с полностраничными миниатюрами, разделенными, как и листы из Льежа и Лондона, на два регистра, в которые помещены сюжеты из книги Бытия и сцены из жизни Христа. В фундаментальном исследовании А. Грабара и К. Норденфалка о романской живописи (1958) листы из Льежа, Лондона и Берлина упомянуты как фрагменты одной или двух Псалтирей. Предположение о том, что берлинская рукопись представляет собой цикл иллюстраций к Псалтири, в 1970-е гг. поддерживали Э. Клемм и Х. Сварценский, отметившие ряд сближений между композициями рукописи и маасскими памятниками книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства. Роль предваряющего цикла перед Псалтирью как своеобразного «учебника иконографических схем» поддерживается исследователями данного типа иллюстрации (Ф. Вормальдом, Дж. Хендерсоном).
С 1980-х гг. наметилась тенденция отказа от версии о вхождении берлинского, льежского и лондонского фрагментов в состав Псалтири. В статье 1980 г. Г. Чапмен предположила, что листы из Лондона и Льежа были частью ветхозаветного цикла, выполняющего роль «тетради моделей». Принцип подбора сцен Чапмен связала с прообразовательным значением сюжетов.
В исследованиях последних лет берлинский фрагмент упоминается как «Псевдо-псалтирь», а некоторые композиции из Листа Виттерт и листа из Музея Виктории и Альберта сопоставляются с композициями памятников, в иконографической программе которых использован типологический параллелизм ветхо- и новозаветных сцен. Однако комплексно это явление пока не было осмыслено.
Версия о роли листов из Льежа, Лондона и Берлина как образца для художников и мастеров-эмальеров представляется актуальной в контексте проблемы модели и копии, которая является одной из самых исследуемых в современной медиевистике. Сравнительный анализ листов и памятников книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства позволяет сделать некоторые предположения о путях распространения типологической иконографии, востребованной в рейнско-маасском регионе.
средневековая миниатюра, христианская иконография, типологический принцип, модель и копия, романское искусство
medieval book illumination, Christian iconography, typology, models and copying processes, Romanesque art