Актуальные проблемы теории и истории искусства

МАМЛИНА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). Визуальная культура дома Висконти на рубеже XIV–XV веков

ALEKSANDRA MAMLINA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). The Visual Culture of the Visconti House at the Turn of the 14th-15th Centuries

К сожалению, в традиционной историографии Милан эпохи раннего Возрождения до сих пор пребывает в тени блестящей Флоренции, в то время как необходимость в пересмотре бытующих клише давно назрела.

Территориальная экспансия Висконти на рубеже XIV–XV веков сопровождалась их растущим интересом к сфере искусства. Начиная с Аццоне Висконти (1329–1339), принимавшего в Милане Джотто, в культурной политике династии прослеживается единая установка, поддерживаемая, в той или иной мере, многими представителями этой семьи. С целью легитимации власти и укрепления личного и семейного авторитета, сначала архиепископ Джованни Висконти (1339 –1349), а затем Джангалеаццо Висконти (1395 – 1402) и его сын Филипппо Мария (1412–1447) кладут начало нескольким масштабным проектам, затрагивающим немаловажные аспекты интеллектуальной и культурной жизни графства – строительству и богатому украшению дворцов, соборов и монастырей, основанию университета и библиотеки. Эти проекты сосредотачиваются вокруг трех стратегически и идеологически важных пунктов: Милана, Павии и Монцы. Выбор в пользу именно этих центров едва ли можно назвать случайным: посредством стратегий визуализации и вербализации, нашедших воплощение в упомянутых проектах, Висконти способствуют формированию представлений о знании и власти, а также о собственной династической идентичности; важнейшим инструментом в этом процессе является обращение к культуре лангобардов.

Цель доклада – продемонстрировать общие тенденции и характерные черты знаковых произведений искусства, выполненных по заказам упомянутых представителей дома Висконти. К обсуждению предлагаются типологически разные источники, такие как: заново открытые в 2011 году фрагменты цикла фресок в архиепископском дворце Милана, скульптура Миланского Дуомо, книжная миниатюра библиотеки Висконти в Павии, предметы декоративно-прикладного искусства и росписи капеллы Теоделинды в кафедральном соборе Монцы.

Анализ визуальных источников для изучения эпохи, традиционно исследуемой на материале письменных или этнографических источников, существенно расширяет возможности ее репрезентации и позволяет детальнее изучить особенности восприятия визуальных источников их современниками.

Для достижения поставленной цели задействованы методы исторического исследования, хотя и с опорой на методологию искусствознания, там, где это касается истории образов и сопутствующего иконологического анализа.

Ренессанс, визуальная культура, Ломбардия, придворная культура, искусство, Висконти

Renaissance, visual studies, Milan, court culture, art, Visconti