ПОДКАМЕННАЯ АННА ЮРЬЕВНА (Музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», Российская Федерация). Троичные бытийные циклы в русском искусстве Позднего Средневековья: генезис и своеобразие
ANNA PODKAMENNAYA (Church-Archaeological Cabinet Museum, Russian Federation). Trinity Cycles of Being in Russian Art of the Late Middle Ages: Genesis and Originality
Вся совокупность памятников, посвященных теме Троичных бытийных циклов, отражает многосложность художественной культуры эпохи Позднего Средневековья.
Подробное рассмотрение состава и происхождения сюжетных клейм ветхозаветных циклов икон «Троица в бытии» позволяет выделить этапы в иконографическом развитии этой темы. Так, на определенных этапах развития цикла одни темы становились более актуальными, чем другие. На состав циклов влияет также и место происхождения того или иного памятника.
Анализ показал нарастающую со временем степень самостоятельности русских мастеров в иконографическом творчестве. Однако характерные закономерности существуют для каждой из выделенных традиций. Так, в «московской» традиции иконографы проявили себя как мастера приверженные к лаконизму композиций. Построение сцен конструируется на основе оперирования вокабулами из византийских рукописей. Иная картина складывается из анализа развития цикла в «псковской» традиции.Широта мышления, интерес к повседневной жизни заложили основы увлекательности в бытийных циклах этой традиции. Композиции становятся более измельченными в угоду цветистости рассказа. На этом этапе отмечается появление большого числа новых иконографий, как в изображении «Седьмого дня» и конструирование новых композиций – «Богослужение в скинии». Смело воспроизводятся цитаты из западноевропейских источников, но пока только на уровне архитектурных стаффажей. В «совмещенной» традиции сплавление тем и сюжетов представляет пеструю картину в композициях нестоличного круга и строго выверенную с решениями Лицевого Летописного Свода для произведений царского обихода . Анализ композиций Лицевого Летописного Свода в контексте развития бытийного цикла позволил выявить по характерным иконографическим мотивам участие псковских изографов в оформлении первой энциклопедии всемирной истории в русском изложении.
Ветхий Завет, позднее Средневековье, Троица в бытии, генезис, Лицевой летописный свод
Old Testament, Late middle ages, Trinity in Being, Genesis, personal annalistic code