Актуальные проблемы теории и истории искусства

ТРУШНИКОВА АЛЕКСАНДРА ВАДИМОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация), КОСТЫРЯ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Федерация), АНТИПОВ ИЛЬЯ ВЛАДИМИРОВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Новгород реальный и фантастический на иконе «Видение пономаря Тарасия» (НГОМЗ)

ALEKSANDRA TRUSHNIKOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation), MAKSIM KOSTYRIA (Scientific Research Museum of the Russian Academy of Arts, Russian Federation), ILYA ANTIPOV (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Novgorod: Real and Fantastic Architecture in the Icon “The Vision of the Sexton Tarasiy” (Novgorod State United Museum)

Новгородская икона «Видение Хутынского пономаря Тарасия» конца XVI – начала XVII в. давно привлекла внимание исследователей панорамным видом древнерусского города с беспрецедентным по степени подробности изображением новгородских святынь. Впервые архитектуру Великого Новгорода с ее живописной версией на иконе сопоставил П.Л. Гусев в 1900 г., отметив соседство в иконе XVI в. близкого действительности облика храмов и условного палатного письма.

В фокусе дальнейшего изучения архитектурного фона Хутынской иконы в основном были храмы Новгорода. Реалистичные черты изображений церковной архитектуры не вызывают сомнений, они, безусловно, должны были помочь молящемуся опознать ключевые точки христианской топографии Новгорода.

Палатное письмо иконы почти не интересовало исследователей. В 1980-е гг. Г.М. Штендер высказал предположение о том, что постройка со ступенчатыми фронтонами, изображенная к западу от Софийского собора, — это Владычная палата, построенная в 1433 г. немецкими мастерами. Вразрез с такой трактовкой идет как изображение совершенно фантастического по формам здания с двумя ступенчатыми фронтонами в другой части этой иконы, так и наличие уступчатых фронтонов в словаре форм архитектурного стаффажа древнерусских миниатюр (Лицевой летописный свод, Лицевые Апокалипсисы и Псалтири) и икон второй половины XVI в. Высока вероятность, что подобный вариант завершения фасада был воспринят древнерусскими художниками из привезенных на Русь западноевропейских книг и гравюр. Предметом доклада будут фантастические элементы архитектурного фона иконы «Видение пономаря Тарасия» и поиск источников их происхождения среди древнерусских миниатюр и западноевропейских гравюр.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 18-18-00045). 

архитектурный фон, иконопись XVI в., ступенчатый фронтон, древнерусская миниатюра XVI в., западноевропейская гравюра, Видение пономаря Тарасия

architectural background, Russian icons of the 16th century, Russian illuminated manuscripts of the 15th century, European etchings, The Vision of the Sexton Tarasiy, stepped gables