Актуальные проблемы теории и истории искусства

ГРИБКОВА АННА ИВАНОВНА (Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Российская Федерация). Парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» в росписи собора Саввино-Сторожевского монастыря 1649–1650 гг.: место в программе и особенности иконографии

ANNA GRIBKOVA (State Institute of Art Studies, Moscow, Russian Federation). Paired Images “The Birth of Christ” and “The Death of the Virgin” in the Wall-Painting of the Savvino-Storozhevsky Monastery Cathedral 1649–1650: The Role in the Programme and Features of Iconography

В состав существующей росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря входят две большие композиции – «Рождество Христово» и «Успение Богоматери», которые размещены на южной и северной стенах наоса напротив друг друга. Известно, что сопоставление этих сюжетов, выделенных положением и масштабом, достаточно распространенное явление среди византийских и древнерусских стенописей. Анализируя парные сцены Рождества Христова и Успения в этих ансамблях, Г. Мэгвайр, а следом за ним и О. Е. Этингоф, отмечают между ними особую символическую связь. Однако в русских памятниках второй четверти – середины XVII в. такая комбинация встречается крайне редко, и роспись Рождественского собора представляет собой самый выразительный ее пример.

Существуют разные версии появления стенописи 1649-1650 гг.: по одной из них, она отражает замысел заказчика – царя Алексей Михайловича, тогда как согласно второй версии ансамбль повторяет структуру и содержание более раннего комплекса – росписей первой трети XV в., современных зданию собора. Последнюю точку зрения разделяют С. С. Чураков, Г. В. Попов, В. Г. Брюсова, Э. С. Смирнова, ссылаясь на другие примеры воспроизведения древних программ во второй четверти – середине XVII в. (например, росписи Успенского собора Московского Кремля 1640-х гг.). На связь с ранней программой также указывает ряд особенностей памятника, которые характерны скорее для росписей XIV–XV вв., чем для своего времени. Среди них Л. В. Нерсесян отмечает алтарную композицию «Похвала Богоматери», циклы Акафиста Богородицы и Вселенских Соборов, сцены из цикла Цветной Триоди, а также парные образы «Рождество Христово» и «Успение Богоматери». Стоит добавить, что в Рождественском соборе представлено «облачное» Успение, что может также указывать на связь с древней программой.

Расположение сцен на южной и северной стенах Рождественского собора действительно обладает сходством с русскими памятниками XII–XVI вв., что может свидетельствовать о возможной преемственности по отношению к древней росписи. При этом иконография обоих изображений существенно меняется по сравнению с вариантами, характерными для предшествующих эпох. На смену строгим монументальным композициям приходят многоплановые сцены, изобилующие дополнительными сюжетами, повествование становится развернутым и увлекательным. В сцене Рождества Христова представлен сложный вариант иконографии сюжета, похожий на иконы XVII в., в Успении ощущается зависимость от композиции храмовой иконы московского Успенского собора 1470-х гг.

Таким образом, парные сцены «Рождество Христово» и «Успение Богоматери» могли входить в состав первоначальной росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, относившейся к времени его строительства. При этом мастера, исполнявшие царский заказ по украшению собора в 1649–1650 гг., ориентируясь на программу древнего ансамбля, могли вносить в него новые черты в духе своего времени.

древнерусское искусство, монументальная живопись, иконография, Рождество Христово, Успение Богоматери

Old Russian art, monumental painting, iconography, The Birth of Christ, The Death of the Virgin